Горячая тема
Перегрев или недогрев рынка? Что мешает продажам племенных нетелей в России и за рубеж? Мнения участников отрасли
Комментарий эксперта

Иван Кондрашов, руководитель ЭТП для КРС «Векспей», управляющий экспортной карантинной площадкой:
– Нетели как животные для продажи в РФ есть. Но с вопросом, качественный ли это скот, необходимо разбираться. Нетелей как товара для продажи у нас крайне мало. При этом ситуация на рынке такова, что на каждый товар находится свой покупатель.
Количество голов доступных для продажи на данный момент невозможно точно оценить, поскольку рыночные условия стремительно меняют внутренние планы предприятий. Мы уже видим, как объемы продаж, заявленные в начале года, сокращаются.
По закупкам животных для мегаферм в РФ на текущий момент ситуация следующая: обошли рынок, собрали все, что смогли с крупных ферм и запустились.
Что касается Казахстана, где идет перезапуск молочной отрасли, то там в первую очередь ориентируются на РФ и надеются, что наш рынок позволит заполнить свои фермы. Однако, учитывая «зрелость» нашего рынка, они активно ищут альтернативных поставщиков, и вполне вероятно, что в итоге выйдут на китайский рынок для закупки животных.
Проблем с продажей племенного молодняка внутри страны нет. Есть сложности и несовпадение ожиданий с реальностью.
У нас есть:
1. Племенное животное, которое необходимо продать (по обязательствам)
2. Товар – охарактеризованный и оцененный скот готовый к продаже.
Здесь возникают различия и сложности в виде:
• рыночной цены
• характеристик товара
• условий субсидирования приобретения
Текущая классификация:
• Племенной скот
• Товарный скот
Важно понимать: племенной скот не всегда превосходит товарный по генетике и качеству. Все зависит от конкретного предприятия, его бизнес-модели и стратегических целей.
Ключевая сложность: необходимость модернизации классификации. Наши партнеры по ЕАЭС уже используют градацию:
• чистопородные животные;
• пользовательские (коммерческие) животные;
Новая классификация должна включать характеристики:
• племенная ценность
• производственные показатели
• другие значимые параметры
Это создаст основу для прозрачного ценообразования на товар, которое затем будет корректироваться под влиянием глобальных факторов:
• эпизоотическая ситуация
• логистические условия
• другие рыночные колебания
Дальнейшие шаги:
1. Адаптация системы субсидий в соответствии со стратегическими целями государства и региональными задачами
2. Оптимизация для достижения ключевых показателей:
3. увеличение производства молока
4. рост поголовья
5. развитие АПК
О цивилизованном рынке. Сейчас мы находимся на начальном этапе формирования цивилизованного рынка сельхозживотных, который включает:
• внедрение цифровых решений
• привлечение профессиональных участников
• создание прозрачных товарных групп и рыночных цен
Формируемый цифровой индустриальный рынок станет:
• основой для развития отрасли
• инструментом поддержки госрегулирования через:
• ценовые индексы
• данные об объемах продаж
• структуризацию товарных групп
Это создаст мощную статистическую базу для:
• принятия управленческих решений
• стратегического планирования
• эффективного развития отрасли
Инициатива Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России об исключении племенных хозяйств, экспортирующих племенной молодняк, из перечня получателей субсидий непонятна. Хотелось бы увидеть экономическое обоснование предлагаемых изменений... Особенно учитывая, что она позиционируется как приоритет для продавцов на внутреннем рынке, где уже существует система поддержки в виде субсидий на приобретение для покупателя.
В данной инициативе, к сожалению, прослеживается подмена видов деятельности предприятий: вместо производства молока говорится о производстве животных. Этого нельзя допускать, эти направления следует разделить. Производство телок, нетелей и кроссового молодняка на откорм –это фактически отдельное, смежное направление бизнеса. Более того, оно повышает финансовую устойчивость предприятия. А экспортная деятельность в рамках такого смежного бизнес-процесса привлекает в экономику внешние финансовые ресурсы, что стимулирует как рост поголовья, так и качества товара!
В текущей ситуации (эпизоотическая обстановка, логистические сложности) рынки Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Монголии оказались в положении, когда скот по разумной цене можно купить только в России. При этом важно отметить, что иностранные покупатели в большинстве случаев не ищут сверхпродуктивный скот из-за ограниченной кормовой базы. Это прекрасная возможность для предприятий со средним поголовьем:
• получить значительную прибыль
• реинвестировать средства в развитие
• обновить основные средства
• приобрести качественную генетику
• все это без привлечения кредитных ресурсов
Отдельно стоит отметить слабый маркетинг отечественных пород, которые могли бы:
• идеально соответствовать запросам внешних покупателей
• дать новый импульс развитию отечественных заводчиков
Если же искусственно ограничить экспорт российских производителей, освободившуюся нишу быстро займут поставщики из Ирана, Китая, Чили. В этом случае впоследствии нам будет крайне сложно вернуться на эти рынки со своим товаром.
Возможности организации экспорта, как это делается в Европе, существуют, работа в этом направлении ведется. Однако текущая экономическая ситуация не позволяет быстро создать масштабную инфраструктуру для такой деятельности. При этом не стоит ограничиваться только европейским опытом, необходимо изучать и внедрять лучшие практики со всего мира: из Австралии, Уругвая, Казахстана!
В Казахстане, например, уже начали создавать скотные рынки (карантинные площадки), где будет осуществляться:
1. Агрегация поголовья
2. Обеспечение ветеринарной безопасности
3. Предоставление комплекса услуг по работе со скотом:
o породное преобразование
o искусственное осеменение
o доращивание животных
o другие сопутствующие услуги
4. Формирование товарных партий
5. Организация рыночных индустриальных продаж с применением цифровых инструментов, что обеспечит доступность для широкого круга покупателей.
Значимость государственного участия в вопросе продаж внутри РФ или за рубеж трудно переоценить. Это обусловлено рядом ключевых факторов:
• обеспечение продовольственной безопасности страны
• достижение целевых показателей роста производства продукции АПК к 2030 году
• поддержание эпизоотического благополучия
• развитие сельских территорий через стимулирование животноводства
Задачи государства должны включать:
1. Четкое формулирование целей с измеримыми показателями
2. Определение приоритетов внутреннего развития с учетом региональных особенностей
3. Создание необходимых условий для функционирования рынка:
o законодательная база
o нормативно-регламентная база
o ресурсное обеспечение
Принципы государственного регулирования:
• Прозрачность правил и регламентов для всех участников рынка
• Четкое разграничение зон ответственности государственных органов
• Отлаженные механизмы взаимодействия и решения возникающих вопросов
Государству следует ограничиться созданием благоприятных условий, избегая избыточного регулирования, которое может создать барьеры для работы, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Рыночные механизмы и бизнес-сообщество способны самостоятельно выстраивать эффективные модели взаимодействия, оставив за государством исключительно контрольно-надзорные функции.