DT 7
Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Комментарий эксперта

Игорь Барингольц, председатель Совета директоров ГК «РМ Агро»
Игорь Барингольц, председатель Совета директоров ГК «РМ Агро»:

– Я не вижу проблем с продажей племенных нетелей. Проблема в том, что у нас нет правильного племенного скота. Давайте разбираться.

Первое. Племенным считается скот, на который есть племенное свидетельство. Оно необходимо для получения субсидии от государства. В России большое количество племенных хозяйств, но я не думаю, что все они производят именно породистый молодняк, который нужен рынку.

Племенной скот должен быть и по матери и по отцу, а если семя российское, то, как я считаю, источники происхождения туманные.

Второе. Мое четкое убеждение – племенное свидетельство (паспорт или сертификат) должна выдавать профильная ассоциация по племенному животноводству. Документ подтверждает, что это чистое племенное животное по таким-то характеристикам, которые учитываются при продаже.

Третье. Государство заявило об увеличении объемов производства молока и строительстве большого количества ферм. В тоже время чиновники понимают, что качественного племенного скота недостаточно, поэтому они пытаются административными мерами запретить продажу скота за рубеж. Я говорю об инициативе Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России об исключении племенных хозяйств, экспортирующих племенной молодняк, из перечня получателей субсидий.

Моя точка зрения – рынок так не работает. Если вы хотите как-то регулировать рынок скота и понимаете, что племенному хозяйству выгоднее продать нетелей за рубеж, то выровняйте цены на животных внутри страны. Добавьте субсидию тому, кто племенной молодняк продает, а не тому, кто его покупает. Я всегда об этом говорю. Племенное хозяйство вкладывает деньги в выращивание животных, поэтому именно оно и должно получать субсидию!

Сейчас за рубежом племенной скот стоит 3000 долларов, а у нас – 2000 долларов. Добавьте эту разницу в 1000 долларов крестьянину, заинтересуйте его, чтобы ему было выгодно выращивать и продавать животных внутри страны.

Четвертое. На сегодняшний момент сложилась очень удобная для нас конъюнктура рынка. В связи с ящуром экспорт скота из Европы закрыт, и мы можем занять открывшиеся на международном рынке ниши. Тем более, что наш президент заявил о выстраивании экспортно ориентированной экономики. Зачем закрывать экспорт наших нетелей, если государство, племенные хозяйства могут на этом заработать? Думаю, что наоборот нужно крестьянина поощрять.

На мой взгляд, племенные хозяйства должны вступать в Ассоциацию производителей КРС голшинской породы, где есть отдел международного сотрудничества и отдел продаж. Ассоциация сотрудничает с ассоциациями КРС других стран, рекламирует и предлагает российский скот.

Пятое. Если мы хотим организовать цивилизованную продажу животных за рубеж, то должны применять правила мирового экспорта, в том числе наличие свидетельства ассоциации, отвечающей за качество скота.

Другой момент, покупатель племенного молодняка за рубежом попросит реестр или племенную книгу, где на скот есть все данные. Но в России, к сожалению, нет племенной книги, нет своего индекса стельности, он просто еще не создан. На основании чего мы будем продавать свой продукт, если у нас нет никаких доказательств того, что этот продукт качественный?

Шестое. Ассоциация производителей КРС голшинской породы начала работу над племенной книгой, Минсельхоз работает над индексом стельности. Инструменты начинают создаваться, другой вопрос, сколько этой займет времени. Отмечу, что государство выделяет большие средства на геномную оценку, потому что без геномной оценки племенного свидетельства, скот, в принципе, за рубежом не покупают.

Повторюсь, работа над цивилизованными продажами ведется, но, на мой взгляд, очень медленно.

Седьмое. Я не знаю, где берут племенных животных открывающиеся животноводческие комплексы. Очередь на покупку качественного скота на отечественных фермах расписана на три года вперед. Повторю, хороших нетелей в стране много, качественных – мало.

В последние годы в Россию из-за рубежа ввозили по 58 тысяч голов скота ежегодно, в прошлом – 2 тысячи.

Если взять наше хозяйство, то мы своих нетелей не продаем, мы постоянно развиваемся и увеличиваем свое поголовье.

Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
06.06.2025
Вокруг темы, касающейся продаж племенного молодняка внутри России и на экспорт, происходит непонятная ситуация: кругом диссонанс и подводные камни. Речь идет о выгодных как никогда ценах на животных, но продать их за рубеж весьма проблематично, как впрочем, и реализовать на внутреннем рынке. Достаточно ли в России племенного молодняка, чтобы заполнить рынки дружественных стран, в чем взаимный интерес бизнеса и государства? Вместе с экспертами The DairyNews.ru разобрали причины и следствия.
Читать полностью