DT 7
Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Комментарий эксперта

Сергей Блюма, издатель DairyNews.ru
Сергей Блюма, издатель DairyNews.ru:

– Вокруг темы, касающейся продаж племенного молодняка внутри России и за рубеж, происходит непонятная ситуация: кругом диссонанс и подводные камни.

Я обозначу основные тезисы, на которые, на мой взгляд, стоит обратить внимание.

Во-первых, государство прописало для племенных организаций обязательные требования по продаже 10% своего молодняка. В рамках России речь идет примерно о 100 тысячах племенных животных в год, но где они? В прошлом году многие не могли продать своих нетелей за 180–200 тысяч рублей без НДС. В этом году разговор начинают с 250–300 тысяч рублей плюс НДС. Перегрев или недогрев рынка? Если да, то когда – в прошлом или этом году? Есть еще вариант, что все увеличивают свои стада, однако по статистике в отрасли сокращение. Вот такая мистика.

Во-вторых, снова заговорили об экспорте/импорте животных. Сейчас большой спрос в Казахстане, который ежегодно покупает 10–12 тысяч нетелей. Однако наш совокупный экспорт в 2024 году составил 1,8 тыс. голов, в том числе в Казахстан – около 0,4 тыс. Имея такой потенциал, мы продаем на уровне статистической погрешности. И это несмотря на ящур в Европе. Странно… По-моему, причин несколько: недостаточная реклама нашего скота и отсутствие сервиса. Например, в Европе существуют специальные организации, которые закупают скот для реализации, имеют свои площадки для его передержки и карантирования. Казус: в Европе скот мелкофермерский, но увозишь с одной площадки. У нас скот промышленный, но покупаешь его с десятков мест… и с головной болью. Потому игроки, построившие крупные молочные комплексы, и ратуют за открытие Европы. Их можно понять, но нужно ли это отрасли?

В-третьих, если племенное хозяйство продаст нетелей не племенному, а той же логистической организации, то животные с хорошей генетикой будут считаться не племенными.

Главный вопрос отрасли – «когда мы отвяжем племенную корову от племенных стен» звучит по-прежнему риторически, и большой вопрос, решит ли его ФГИАС? Появятся ли у нас свои консолидационные центры?

В-четвертых, Департамент животноводства и племенного дела Минсельхоза направил в адрес органов управления АПК письмо с просьбой обсудить инициативу ведомства об исключении племенных хозяйств, экспортирующих племенной молодняк, из перечня получателей субсидий.

В Голштинской Ассоциации и в чате профессионального сообщества «Охотно» мы провели голосование по этому вопросу. Профессиональное сообщество в подавляющем большинстве против.

Я считаю, что нам нужно развивать экспорт как инструмент, который может хорошо регулировать цены на племенной молодняк. Да, при запусках больших комплексов иногда наблюдается дефицит, но он временный и локальный. В среднесрочной перспективе продажа нашего скота – это как раз клапан, спускающий профицит, и важный инструмент, не позволяющий уйти отрасли в застой.

Сейчас отечественный скот по генетике очень даже конкурентоспособен европейскому. И мне кажется, с учетом высокой добавленной стоимости в производстве нетелей, мы должны наоборот стимулировать экспорт как наиболее отвечающий целям государства. Сообщество призывает МСХ РФ быть более активным в этом направлении. Молоко – вторая нефть! Племенные нетели – это как сопутствующий газ: на нем в чистом виде бизнес тяжело построить, но это хорошая добавка в бюджет сельхозпредприятий!

Вывод: что нужно молочной отрасли?

1.       Прозрачность рынка – через аукционы.

2.       Развитие экспортной инфраструктуры – через создание логистических хабов и операторов.

3.       Продвижение на рынки соседей – через Голштинскую Ассоциацию.

4.       Решение вопроса статуса племенного скота.

5.       Стимулирование экспорта, а не его ограничение.

Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
24.10.2025
The DairyNews.ru обратился к экспертам молочной отрасли, чтобы понять, нужны ли производителям молока, племенным хозяйствам, переработчикам, лабораториям, агровузам существующие ныне стандарты. Участники рынка также высказали свое мнение по поводу того, кто эти стандарты должен создавать – государство или профессиональные сообщества в лице саморегулируемых организаций (СРО). Насколько все эти вопросы актуальны для секторов отрасли, читайте в материале издания.
Читать полностью