Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Комментарий эксперта

Михаил Лачугин, консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети
Михаил Лачугин, консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети:

— На самом деле и ранее можно было предполагать, что это случится. Объясню, почему. В политические вопросы вдаваться не будем, и без меня хватает, кому их обсуждать. 

Для начала надо напомнить, что Danone, как и уже покинувшая Россию финская Valio - это, прежде всего, бренд. Не компания, которая вкладывалась в стране в цепочку производств, чтобы обеспечивать свои заводы сырьем и ингредиентами, а именно бренд, который грамотно (тут нашим еще учиться и учиться) продвигали, пиарили. 

При этом, если говорить очень просто, Danone закупала молоко у сторонних поставщиков, а не строила собственные фермы (концепции "от поля до прилавка" и близко не было), а множество более сложных ингредиентов привозила из-за рубежа. Закваски для кисломолочных продуктов, загустители и другие "присадки". То есть, за много лет присутствия на российском рынке компания предпочитала не вкладываться в эти цепочки здесь, не передавать на места технологии. 

Сейчас по известным причинам ввозить ингредиенты в Россию стало слишком сложно - это не секрет, со схожими сложностями сталкиваются и остальные производители. Собственно, нынешние беды с отсутствием всех этих загустителей-стабилизаторов-заквасок и прочего - они в значительной степени связаны с приходом на российский рынок иностранцев, которые использовали все своё, привозное, и подсаживали на это отечественных производителей. Продвигать продукцию и услуги они умели, поэтому очень быстро похоронили российские разработки.

В общем, уход Danone хоть и печален, но преувеличивать его последствия я бы не стал. Повторюсь, уходит прежде всего бренд, владельцы которого хорошо вкладывались в его продвижение, но не в создание на российской территории реальных производственных цепочек (как, например, делал "Макдоналдс"). 

Теперь более интересен вопрос о том, кому достанутся активы французской компании. Претендентов вижу несколько: КОМОС Групп, ЭкоНива, Молвест. Эти компании давно являются поставщиками молока для заводов Danone, да и в плане работы на рынке, в плане уровня менеджмента, они сегодня являются безусловными лидерами. Нельзя исключить, что переговоры с ними уже велись. Возможно, активы Danone поделят между собой сразу несколько крупных игроков. 

Производство растительных напитков может заинтересовать, в том числе, и предприятия молочной отрасли. Думаю, что покупатели на него найдутся, потому что это современное производство, которое разливает не только Alpro, но и на контрактной основе выпускает продукцию и для других марок.

При этом свои бренды, думаю, Danone заберет с собой, сейчас не та ситуация, чтобы оставлять его в России. Что касается цены продажи, то, думаю, должен быть значительный дисконт. Поэтому никто и не будет светить стоимость сделки. Возможно, Danone при продаже сохранит за собой право вернуться через некоторое время в Россию и выкупить активы.

Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
14.03.2025
The DairyNews.ru продолжает изучать тему создания саморегулируемой организации (СРО) в племенном животноводстве России, которая, как считают наши эксперты, может стать импульсом для развития молочной отрасли. Участники рынка объясняют, почему Минсельхоз должен передать рычаги определения стандартов и правил племенного дела отраслевому сообществу в лице СРО, а также как такая организация может защитить интересы своих членов. Все подробности в материале The DairyNews.ru.
Читать полностью