Горячая тема
One planet. One health. Not in Russia. Как уход Danone может отразиться на молочном рынке России?
Комментарий эксперта

Максим Фастеев, Ведущий аналитик «Инфагро»:
— Ожидал от компании подобного шага в четвертом квартале 2023 года, но ускорение решения полностью объясняется.
Danone присутствовала на российском рынке с 90-х, но мощно зашла в производство только в 2011 году, приобретя активы крупнейшей молочной компании СНГ – Юнимилк (в т.ч. с активами в Украине, Белоруссии и Казахстане). С тех пор компания с переменным успехом продолжала делить 1-2 места доли молочного рынка в РФ. Последняя крупнейшая инвестиция в регион – строительство площадки по производству растительных молочных аналогов, в т.ч. под брендом Alpro, являющимся номером один в мире для этой категории.
Из официального заявления мы видим, что все бизнесы Dаnone в России в 2022 году (за 3 квартала), когда компания остановила инвестпроекты и ограничила импорт определенных немолочных брендов, составляли 5% от общих консолидированных мировых продаж группы. Тем не менее, одно дело иметь бизнес в стране со статусом «агрессор» со стабильными экономическими перспективами, другое – со статусом «террорист» с, мягко говоря, туманным будущим по всем направлениям существования. Военные, политические и экономические поражения России, безусловно, способствуют этому процессу.
Осенние акты эскалации России в Украине ускорили процедуры получения для агрессора ярлыка «государство-террорист».
Последние резолюции ООН, представление в сенат США соответствующей инициативы, а также прямые заявления в ПАСЕ (хотя и на них особо никто не обратил внимания из-за «несерьезности» организации), является тем фоном, который дает четкие сигналы в т.ч. для международного бизнеса. Является ли выход политическим решением? Нет, это однозначно бизнес-решение. Объясняю: операционные перспективы компании, ориентирующейся прежде всего на высокомаржинальные товары, оказались под большим вопросом уже для ближайших кварталов из-за неблагоприятных макроэкономических факторов. Начавшийся еще в августе процесс бюджетирования на 2023 год должен был однозначно показать негативные прогнозы для бизнеса из-за падения продаж (как в РФ, так и глобально).
Danone, как открытая акционерная компания, может потерять значительно большие суммы, чем указанный 1 млрд евро от продаж, из-за падения своих акций при мировом признании РФ страной-террористом. Поэтому нынешний выход оправдывает как самые близкие операционные потери, так и глобальные финансовые риски в будущем.
В общем, на российском молочном рынке присутствует еще достаточно большое количество иностранных компаний и многие из них уже весной ищут пути продажи своего регионального бизнеса. Не буду удивлен, если в ближайшие месяцы мы услышим новости, подобные сегодняшней.