Dairy Stream
до трансляции
онлайн
25.04.2025

Комментарий эксперта

Сергей Резуненко, генеральный директор Кизельманн Рус Юг
Сергей Резуненко, генеральный директор Кизельманн Рус Юг:
– Китай за 20 лет достиг огромного прогресса в производстве сырого молока: начинал с нуля и дошел до более 46 миллионов тонн в год. В среднем речь идет о 6,8% ежегодного прироста, о чем можно только мечтать, как и о мощной поддержке государства!

Поэтому, как я думаю, нововведение в Китае вполне вероятно направлено на защиту своего рынка в сегодняшней геополитической ситуации.

В принципе китайская инновация для России безразлична, поскольку наша страна не самый крупный поставщик СОМ, СЦМ и других молочных продуктов в Китай. У белорусов больше успехов в продажах на китайский рынок.

Вопрос в том, что производство молока в Китае идет такими интенсивными темпами, о чем я сказал выше, что скоро ему не потребуются наше молоко. И об этом надо задуматься уже сейчас!
Для России перспективным становится африканский континент, возможно, в скором времени даже Европа, где принимается много экологических законов, которые мешают сельскохозяйственному производству. Поэтому, на мой взгляд, надо пересматривать российские тенденции экспорта на африканский, азиатский и даже европейский, а не на китайский рынок.

Предполагаю, что в недалекой перспективе китайцы начнут экспортировать свою молочную продукцию по всему миру. В прошлом году в Китае были опубликованы данные: впервые за 20 лет рост потребления молока в этой стране снизился на 1,6%, при ежегодном росте производства на 6,8%. То есть возникают проблемы со сбытом, и это уже тенденция.

Еще один фактор нужно учитывать – крупнейшие китайские компании являются владельцами нескольких новозеландских перерабатывающих молочных заводов, о чем не стоит забывать. При этом Новая Зеландия как раз выступает поставщиком сухих молочных компонентов и жиров с территории своей страны. И вот китайские компании, которые там приобрели заводы и осуществляли поставки в Китай, скорее всего, начнут экспортировать сухое молоко по всему миру, а не в Китай.

В России переработчики молока исполняют законы по поводу производства молока с использованием СОМ, СЦМ. Но, как прописано в техрегламенте, они должны указывать на этикетке, что это восстановленное молоко.

Если бы производители не продавали восстановленный молочный продукт наряду с цельным молоком, то можно было бы говорить о дефиците такой продукции в магазинах. Напомню, Россия производит порядка 30 млн тонн молока, этого было бы не достаточно, чтобы удовлетворить спрос на молочные продукты. Нам помогает Беларусь, которая поставляет молочную продукцию на наш рынок, производя 7 млн тонн молока в год.

По статистике, которая, кстати, тоже разная, потребление молока в РФ составляет 250 кг в год на человека, при норме Минздрава 340. То есть мы не дотягиваем даже до нормы Всемирной организации здравоохранения. Страна огромная и условия везде разные, поэтому сырого молока в РФ может даже не хватать для производства молока и молочных продуктов и их постоянного присутствия на полках отечественных магазинов.

Отмечу, что, как правило, сухое молоко в РФ больше используется в кондитерском производстве и ряде других пищевых отраслях, и не так много для производства восстановленного молока, как об этом говорят.

Давайте посчитаем: сначала нужно купить дорогое молоко-сырье, потом высушить, затем восстановить, добавив жиры и т. д… и продавать по цене цельного/нормализованного молока. Это, на мой взгляд, просто экономическое самоубийство.

Полки на молоко/не молоко в магазинах РФ и так разделены, на ценниках, табличках указывается, что в таких-то продуктах присутствуют ЗМЖ – заменители молочного жира. Создавать специальные полки для восстановленного молока с использованием сухого, думаю, смысла нет. Это только запутает потребителя, где восстановленное, где нормализованное молоко. Покупателю достаточно прочитать состав, чтобы сориентироваться, какой продукт купить исходя из финансовых возможностей
Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
16.05.2025
На фоне победных рапортов об успехах в АПК и импортозамещении все чаще стали появляться публикации о кризисе в молочной отрасли, из которой «вынули» деньги, оставив без средств на развитие. The DairyNews.ru обратился к профессиональному сообществу, чтобы из первых рук узнать, как выживают производители и переработчики молока, есть ли у них средства на инвестиции, на что вообще молочники рассчитывают. Подробный анализ ситуации в материале издания.
Читать полностью