Горячая тема
Новый год — легко ли быть оптимистом?
Читать полностью
Комментарий эксперта
Пресс-служба ООО «Концепт»:
Какие тенденции, позитивные и негативные, в этом году оказывали наиболее сильное влияние на состояние рынка (на примере всей отрасли в целом или того сектора, с которым связана деятельность компании)? Как изменялась ситуация в течение года?
— Современный рынок сферы АПК отличается стремительными трансформациями - в рамках всего нескольких лет, а иногда даже и нескольких месяцев. Говорить о влиянии негативных и позитивных тенденций традиционно сложно, ведь развитие любой сферы или отрасли - это многоуровневый процесс, в который вовлечены многие игроки: государственный аппарат, сотни животноводческих комплексов, производители различной техники и IT-решений для бизнеса. А потому многие задачи по автоматизации или цифровизации не могут решаться мгновенно, требуют времени на сбор данных, аналитику и их последующую оценку - оценку как с точки зрения регулирующих систем и самих производителей, так и с точки зрения самого главного участника рынка - конечного потребителя.
Какие достижения компании за этот год вы считаете наиболее значимыми?
2021 год, безусловно, показал множество впечатляющих результатов агропромышленного комплекса: устойчивую работу в период новых витков пандемии, рост экспорта, рост производства сельхозмашин, а также - что очень важно - рост объемов отечественного рынка ИТ в сфере АПК. Заметное укрепление позиций среди отечественных отраслевых ИТ-продуктов, улучшение их функционала и успешное конкурирование с западными аналогами – это позитивный и важный тренд, позволяющий не только экономить, развиваться, но и быть ближе к своему клиенту, оказывать ему доступную поддержку.
Что касается работы нашей компании, то мы считаем текущий год безусловным шагом вперед и гордимся новыми вехами нашего развития, среди которых:
-
совершенствование нашего флагманского Программного продукта «1С:Цифровое животноводство», его дальнейшая интеграция с ключевыми смежными сервисами и выпуск новых версий;
-
новые масштабные и интересные проекы, которые помогают нашим клиентам решать ключевые задачи, а нам – развиваться как профессионалам;
-
расширение штата наших сотрудников, их обучение и профессиональное развитие.
-
участие в агровыставках и форумах, приобретение нового опыта и контактов.
Что, наоборот, назвали бы провалом года? (это может быть определенное событие, какой-то сильный негативный тренд, законодательные нормы или что-то еще, связанное с рынком)
— Стоит отметить, что ряд нововведений сферы АПК (например, введение обязательной маркировки товаров летом 2021 года) преподнесли агробизнесу и сложности, связанные как с технической стороной вопроса, так и с дополнительными финансовыми затратами. Однако при таких интенсивных темпах роста цифровизационных процессов учесть все факторы внедрения подобных технологий оказалось сложнее, чем предполагалось - на принятие и успешное внедрение новых технологий требуется время. Отладка взаимодействия между государством, производителем и потребителем – важнейший вопрос развития АПК, участие в котором новых технологий просто неоспоримо – способна решить многие внутренние и внешние задачи производства сферы АПК.
Среди негативных тенденций отметился и активный рост себестоимости производства в 2021 году, который стремился быть нивелирован за счёт различных льгот и субсидий, а также дефицит кадров. Мы уверены, что несмотря на ряд сложностей, агропромышленный комплекс продолжит свое развитие и особенно – те его участники, которые открыты для изучения новых инструментов и трендов развития (как в информационном, так и в техническом плане).
Как вы оцениваете состояние отрасли на конец 2021 года, с каким настроем и в каком состоянии она переходит в новый, 2022 год?
— Позитивно относимся к тому, что молочное животноводство в 2021 году показало прирост 32,3 млн тонн, что на 110 тыс. тонн больше, чем в 2020 г, по данным главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева. Однако рост объективно замедлился, так что для эффективного функционирования данного сегмента рынка в 2022 году необходимо усиливать государственную поддержку мелких аграриев, давать им возможность успешной конкуренции с «гигантами», выводить к экспортным возможностям. За последние годы и более мелкие фермерские хозяйства показывали активную тенденцию своего развития, однако без информационной (например, в той же сфере IT), технологической и, конечно, финансовой поддержки это путь в никуда.
Чего ожидаете от 2022 года? Какие тренды, на ваш взгляд, будут определять развитие рынка?
Главным трендом 2022 года и последующих лет, на наш взгляд будет:
-
Внедрение технических средств для контроля своевременного и качественного исполнения технологических процессов (в зоотехнии, ветеринарии, кормлении и т.д.), другими словами – снижение человеческого фактора.
-
Кадровый голод (демографическая яма), миграция специалистов в крупные города, и как следствие переход на модель аутсорсинга во все больших технологических процессах.
-
Рост цен и стоимости обслуживания зарубежного программного обеспечения, всё большая стоимость владения западными программными продуктами.
-
Повышение популярности отечественных программных продуктов, в том числе систем управления производством, например на платформе 1С:Предприятие.
Какие пожелания к коллегам и всем представителям молочной отрасли у вас есть? Какой совет вы бы дали всем молочникам накануне будущего года?
Желаем всем нашим клиентам и партнерам успехов, больших достижений и новых витков развития в 2022 году! Пусть любые важные инновации станут Вам подвластны и полезны в работе.
На ваш взгляд, какие трансформации необходимы современным молочным предприятиям, чтобы они были уверены, что и в следующем году, и далее их продукция будет востребована, а сами они — конкурентоспособны?
— Если говорить о важных трансформациях, которые помогут производителям быть «на плаву» в последующие годы, то мы уверены, что качественный сбор информации и умение грамотно её анализировать с целью улучшения всех своих производственных показателей – это один из ключевых факторов развития современного молочного производства. Не зря говорят, что «тот, кто владеет информацией, владеет миром», ведь данные сегодня – это важнейший актив, позволяющий управлять ситуацией как внутри собственных процессов, так и оказывать влияние на рынок в целом. Молочные предприятия любого уровня – от небольшого фермерского хозяйства до крупных холдингов – должны быть открыты для внедрения новых технологий, ведь сегодня это уже более чем доступная реальность – и она порой не сложнее пары кликов на смартфоне.