Горячая тема
Новый год — легко ли быть оптимистом?
Читать полностью
Комментарий эксперта
Артем Березуцкий, коммерческий директор ООО «ТД Новые Технологии»:
Какие тенденции, позитивные и негативные, в этом году оказывали наиболее сильное влияние на состояние рынка (на примере всей отрасли в целом или того сектора, с которым связана деятельность компании)? Как изменялась ситуация в течение года?
Для нас как компании, которая поставляет технологическое и упаковочное оборудование и инжиниринговые решения, главным факторов влияющим на отрасль был вопрос внедрения «Пром. маркировки». Многие наши Заказчики были вынуждены сдвинуть свои проекты и перспективные планы по этой причине на 2022-23 гг. CAPEX бюджеты вместо модернизаций производств, создания новых продуктов были потрачены на промышленное зрение, принтера и пр. необходимо для маркировки оборудование.
Еще одна негативная тенденция — это рост себестоимости в буквальном смысле всего. Начиная от кормов и как следствие сырого молока, так и касается всех материалов, которые используются на любом молочном заводе: нержавеющая сталь и все ее производные, полупроводники, запасные части и etc. Как следствие общее удорожание продукции и не возможность быстрой корректировки розничной цены, а соответственно этот разрыв компенсировали за счет своей доходности все участники молочного рынка: производители сырого молока, переработчики и в том числе мы как поставщики оборудования.
Если говорить о позитивных тенденциях, которые мы увидели для себя на рынке:
- На молочных форумах, мы все чаще слышим о вопросе расширения экспортных возможностей для предприятий молочной отрасли (Китай, Ближний Восток, Африка и пр.). Соответственно для нас как экспертов в асептическом розливе это интересное направление для развития: UHT молоко, UHT сливки, «вкусовое молоко», а также новый продукт, который мы прорабатываем и презентуем на рынке для ориентированных на экспорт компаний – ферментированные молочные напитки длительного срока хранения (асептические кефиры и йогурты).
Главная позитивная тенденция, что, несмотря на все сложности, возникшие в отрасли, на следующий год наши Заказчики прорабатывают реконструкции своих предприятий для увеличения объема производства. Есть запросы на проектирование новых заводов. Создание новых продуктов. Соответственно отрасль все равно развивается, несмотря на трудности!
Какие достижения компании за этот год вы считаете наиболее значимыми?
В этом году наша компания может гордиться рядом интересных реализованных проектов:
- Мы стали первой российской инжиниринговой компанией, успешно реализовавшей комплексный проект по напиткам на растительной основе. Получив серьезный опыт, мы в конце осени подписали еще один крупный аналогичный контракт и весной 2022 г. после завершения проекта будет от нас уже официальный пресс-релиз. Тем самым мы показали, что наша компания может работать не только с традиционной цельномолочной продукцией, но и с новыми продуктами обеспечивая нашим заказчикам полную технологическую поддержку.
- Второе важное достижение. Это успешная реализация нескольких проектов связанных с цельномолочной продукцией на территории СНГ. В Грузии для компании «Lactalis» - цех асептического розлива (линия розлива, установка UHT). В Узбекистане, так же для компании «Lactalis», линия асептического розлива и такое сложное технологическое оборудование как асептический танк 20 000 л. нашего производства. Ряд успешных проектов в России и СНГ и тот факт, что мы являемся поставщиками крупных международных компаний в России: Lactalis, Danone, PepsiCo. Дали нам возможность заявить о себе в странах Восточной Европы, мы на данный момент приглашены для участия в тендерах на ряду с местными Европейскими поставщиками. Это говорит, что наши стандарты работы позволяют нам конкурировать на международной арене.
Что, наоборот, назвали бы провалом года? (это может быть определенное событие, какой-то сильный негативный тренд, законодательные нормы или что-то еще, связанное с рынком)
Наша компания успешно прошла 2021 г. выросла как в выручке, в количестве сотрудников, так и увеличили площадь нашего производства в 3 раза, а складские помещение в 2 раза. Это стало возможным за счет запуска в г. Краснодаре нашей новой площадки.
Но мы, как и все компании столкнулись с проблемой рост цен на комплектующие и все что с связанно с нержавеющей сталью. Ростом цен на КИП и электронные компоненты из-за кризиса производства полупроводников, который отразился не только на цене компонентов, но и значительно удлинил сроки поставки. Большие неудобства создают COVID-ные ограничения, связанные с передвижением за пределами России, т.к. у нас сейчас уже есть запросы не только из стран СНГ, но уже и из Восточной Европы, особенно в категории растительных напитков. Эти ограничения передвижений тормозят проработку проектов в Восточной Европе.
Как вы оцениваете состояние отрасли на конец 2021 года, с каким настроем и в каком состоянии она переходит в новый, 2022 год?
Мы и наши Заказчики с высокой долей оптимизма смотрим в следующий год. Мы видим укрупнения рынка, ориентацию на экспорт - эти тенденции позволяют нам надеяться, что крупные и сильные игроки молочного рынка будут дальше проводить инновации, модернизировать и повышать эффективность производства и как следствие стимулировать развитие рынка молочной переработки и производства сырого молока.
Чего ожидаете от 2022 года? Какие тренды, на ваш взгляд, будут определять развитие рынка?
На молочном рынке России мы видим следующие тренды, которые будут задавать направления развития молочной отрасли:
- Консолидация производства.
- Повышение эффективности.
- Создание новых инновационных продуктов (суперфуды, комбинированные продукты, напитки на растительной основе).
- Развитие экспорта.
Какие пожелания к коллегам и всем представителям молочной отрасли у вас есть? Какой совет вы бы дали всем молочникам накануне будущего года?
Прежде всего хочется пожелать Всем коллегам иметь здоровые амбиции и желание развиваться. За годы работы в молочной отрасли, мы видели много успешных примеров развития и главным инструментом было желание собственников компании, топ-менеджеров идти в перед, никогда не останавливаться на достигнутом. Если есть планы и амбициозные цели, ресурсы всегда можно найти, выстроить поэтапный план реализации и достичь цели, казавшейся ранее недостижимой.
Так что мое пожелание коллегам и партнерам: «Ставьте перед собой амбициозные цели и идите всегда вперед!».
На ваш взгляд, какие трансформации необходимы современным молочным предприятиям, чтобы они были уверены, что и в следующем году, и далее их продукция будет востребована, а сами они - конкурентоспособны?
Первое. Работа над эффективностью. Автоматизация производства с целью снижения потерь и человеческого фактора. Выстраивание эффективных технологических процессов.
Второе. Инновации. Мы работаем на рынке, который в основной своей массе состоит из коммодити продуктов. Давайте создавать новые комбинированные продукты, повышать их полезность, обогащать необходимыми элементами рациона – создавать новые и востребованные современными потребителями категории и продукты.