Горячая тема
Наценки на молочную продукцию в ритейле: какие они в реальности, и можно ли на них повлиять? Мнения участников молочного рынка
Комментарий эксперта
Игорь Елисеенко, генеральный директор компании «МолСиб»:
- На мой взгляд, обращение депутатов Госдумы в ФАС по поводу снижения стоимости молочной продукции в ритейле, скорее всего, не поможет, потому что ритейл по-любому отобьется от ФАС, используя свои финансовые и прочие ресурсы.
Если торговые сети говорят, что средняя наценка составляет 10%, то, на мой взгляд, они конкретно лукавят. Они специально делают на какие-то позиции наценку 10%, и сообщают, что на полке есть социальный продукт, который по факту купить просто невозможно. А в массе своей наценка составляет на нормальный молочный продукт до 100%. И тем самым сети будут аргументировать, ну, вот видите - есть продукты дорогие, категории премиум, а есть социальные продукты, которые не интересны покупателям. Например, предположим, в ритейле появится молоко жирностью 1% с очень низкой ценой и минимальным объемом поставок. Вот такие продукты, возможно, и будут иметь торговую наценку 10%.
В ритейле на самом деле очень высокие наценки на молочную продукцию, и это самая, пожалуй, маржинальная позиция после алкоголя и сигарет. Сети зарабатывают на молочных продуктах хорошие деньги, и отказываться от прибыли не хотят.
Скорее всего, в результате снижения закупочной цены на молоко снижения цен на молочную продукцию в ближайшее время не произойдет. Поскольку этот процесс инерционен, и от прибыли торговые сети точно не откажутся.
Говоря о том, поможет ли снижение цен в ритейле решить проблему больших запасов, то я считаю, что нет, конечно. В основном речь идет о запасах коммодитиз, сухого молока, сыра и сливочного масла, которые быстро не продаются. Поможет решить этот вопрос только поставка этой продукции на экспорт.