Горячая тема
Наценки на молочную продукцию в ритейле: какие они в реальности, и можно ли на них повлиять? Мнения участников молочного рынка
Комментарий эксперта
Дмитрий Урусов, директор ООО «Холдинг Молоко»:
- На мой взгляд, обращение депутатов в ФАС по поводу снижения цен в ритейле сильно не поможет. Допустим, даже если сети снизят на 10% цены на молоко, его потребление не увеличится. Это как раз тот случай, когда политика начинает вмешиваться в экономику. Я сомневаюсь, что если пакет молока подешевеет на 3-5 рублей, то молоко станут покупать больше.
Та же история и с большими запасами молочных продуктов на складах, так как спад потребления действительно присутствует, но такими мерами проблему не решить. Снижение стоимости серьезно на разгрузку складов не повлияет. Я допускаю, что продукты более глубокой переработки - например, сыр - при снижении цены будут покупать лучше, поскольку, в отличие от молока, он хранится дольше. Кроме того, в нем много белка, следовательно, можно сократить потребление мяса. Сливочным маслом также можно запастить по более дешевой цене и хранить его в морозилке.
Когда сети говорят, что средняя наценка составляет 10%, то, как правило, речь идет о продуктах под собственной торговой маркой. Именно на социальные молочные продукты и СТМ ритейл может делать небольшую наценку. А вообще норма, по которой работают сети – наценка 30-35%. Вообще на брендовые продукты накладывать высокие наценки сети не стесняются. Зачем уменьшать свою маржу на такую продукцию и терять прибыль?
По поводу, стоит ли ждать снижения цен на молочную продукцию в ближайшее время в результате снижения закупочной цены на молоко, уверен, что этого не будет. Ритейл цены снижать не будет, как он их установил, так и будет держать. Скорее всего, сети будут «давить» на переработчиков, чтобы они снижали цены, видя, что творится на рынке сырого молока.