Горячая тема
Молочный Рубикон 2020 года
Комментарий эксперта
Владислав Чебурашкин, Основатель и гендиректор Братья Чебурашкины. Семейная ферма:
DN: Какое событие уходящего года для вас и/или вашей компании стало ключевым?
Коронавирус и ограничения на привычные модели продаж, угроза остановки производства, изменения в поведении покупателя - вот сложные проблемы, с которыми все мы столкнулись в 2020. И ещё неопределённость в будущем. Но нашей отрасли не стоит сильно жаловаться, есть целые группы бизнесов, пострадавших гораздо сильнее. Мы же производим товары повседневного спроса.
DN: Есть ли человек (в отрасли), которого в уходящем году вы можете назвать героем года? Почему?
Мы познакомились с Владимиром Ковакиным, фермером из Орловской области. Он сильно впечатлил своим настроем и работой, производит экологически чистое зерно и продукты. Отличный пример для подражания, побольше бы таких.
DN: Что для вас в 2020 году - потеря года?
В 2020 на несколько месяцев закрылись кафе и рестораны, немало точек закрылось навсегда. И вообще, произошел сильный удар по малому и среднему бизнесу. Люди потеряли рабочие места. Для нас, продажи в HORECA существенная доля дохода. Да и жаль, если люди будут меньше ходить в общепит, ведь это часть разнообразия жизни, часть культуры и просто позитив.
DN: Расскажите, пожалуйста, каковы ваши ожидания от будущего года?
Офисы в Москве пустеют, многие перешли на удаленку. Обеды и перекусы из магазинов менее популярны, соответственно, продажи некоторых продуктов индивидуального употребления уменьшились. Это изменение останется и, возможно, усилится в 2021. С другой стороны, укрепилось понимание, что качественная еда - это залог здоровья. Повысился спрос на традиционные кисломолочные продукты. Внимание к качеству еды, думаю, останется. Онлайн каналы продаж усилятся, но неэффективные или недокапитализированные бизнесы не выдержат конкуренции с гигантами.
DN: Какие тренды на рынке продолжат оказывать влияние на отрасль в 2021 году?
Сезонность потребления молочки, думаю, немного изменится. Поменялось то, как и где люди проводят отпуска. Часть населения мегаполисов переместится за город.
Введение маркировки несколько изменит себестоимость, уже вносит неопределённость и риски. Возможно, уменьшится количество производителей продуктов, начнётся укрупнение/поглощение бизнесов.
DN: Что бы вы хотели пожелать своим коллегам и участникам отрасли?
Я пожелаю всем нам быть более эффективными в производстве и продажах, не терять качества, находить и завоёвывать своих лояльных покупателей. Реже сталкиваться с непреодолимыми препятствиями и не терять присутствия духа.