Горячая тема
Молочный Рубикон 2020 года
Комментарий эксперта
Вероник Агуэра, ведущий аналитик молочного рынка GIRA:
DN: Какое событие 2020 года стало ключевым для отрасли и вашей компании?
Как и всем остальным, нам пришлось адаптировать наши методы работы к новым реалиям. К сожалению, мы перестали путешествовать, нам было очень жаль не участвовать в международных мероприятиях, в том числе, проводимых The DairyNews. И когда у нас появилась надежда прийти в норму осенью, границы снова закрылись… Но, к счастью, мы работаем в консалтинговом бизнесе, где деятельность может адаптироваться к удаленной работе легче, чем в других секторах, и кризис заставил нас ускорить переход к цифровым решениям. Это то, что мы должны были сделать, но мы можем сказать, что кризис был ускорителем для прочного тренда. В будущем мы будем больше полагаться на технологии, но, конечно, мы надеемся, что сможем снова начать путешествовать, потому что технология никогда полностью не заменит живое общение.
DN: Каковы были достижения этого года?
Главное достижение этого памятного года - устойчивость молочной промышленности. Когда мы представили наши прогнозы рынка в прошлом году, все сигналы были положительными, и мы ожидали хорошего 2020 года. Вместо этого у нас была пандемия с большим шоком спроса, серьезными перебоями в логистике, локдауном. Что мы видим сейчас? Производство молока будет расти: в ЕС мы ожидаем рост на 1,1-1,3%, в США он может составить аж +1,9%. Цены не рухнули, и мы уже пересмотрели наши прогнозы производства в сторону повышения, как в случае с сыром в ЕС, который должен пережить хороший год, обусловленный устойчивым экспортом и лучшим, чем ожидалось, внутренним потреблением. Рынок компенсировал шоки со стороны потребительского спроса и это отличное достижение.
DN: Какая потеря 2020 года была велика?
Индустрия общественного питания, вероятно, больше всех проиграла в этом году. Мы наблюдаем значительное снижение продаж в секторе фудсервиса на всех рынках, и мы не ожидаем, что этот сектор вернется к росту в 2021 году, за исключением Китая. Прямо сейчас в Европе рестораны и кафе все еще закрыты, и никто не знает, когда они смогут открыться снова. В начале пандемии это было большой проблемой для поставщиков, занимающихся обслуживанием сектора horeca. Некоторые из них смогли адаптироваться, - но не все, и урок на будущее заключается в том, что гибкость компаний при переходе с одного рынка на другой будет все более важной.
DN: Расскажите, пожалуйста, каковы ваши ожидания на следующий год?
Очень много факторов неопределенности. Наша гипотеза для рынка заключается в том, что производство молока будет продолжать расти в основных регионах-производителях, чему способствуют относительно хорошие цены. Мы ожидаем, что потребление будет динамичным, если кампания вакцинации против covid-19 пройдет хорошо как в Европе, так и во всем мире. Мы ожидаем более-менее стабильной ситуации в мире.
Ваши пожелания коллегам и участникам рынка в 2021 году?
Береги себя и сделай заслуженный перерыв. Не уверен, что 2021 год будет счастливым, но Новый год будет очень желанным. Мы надеемся, что сможем увидеть наших российских коллег в следующем году!