Горячая тема
Молочный Рубикон 2020 года
Комментарий эксперта
Мария Коваль, основатель «Частной сыроварни Марии Коваль» (Ярославская область):
DN: Какое событие уходящего года для вас и/или вашей компании стало ключевым?
Я думаю, что в данном случае наша компания не является исключением, и это, конечно же, COVID.
DN: Какие достижения уходящего года вы можете назвать?
В этом году мы отработали новые технологии и внедрили новые виды сыров в продажу. Это сыры Белпер Кнолле и новый авторский сыр «Переславский Грюйер».
Также я давно мечтала запустить пиццерию, и в этом году мы это сделали. Теперь у нас есть пиццерия, в которой мы готовим тесто по уникальным неаполитанским технологиям трехдневной ферментации, и в этой пицце исключительно наши сыры.
DN: Есть ли человек (в отрасли), которого в уходящем году вы можете назвать героем года? Почему?
Я думаю, что это Олег Сирота. Потому что он в этом году сделал достаточно много. Его фестиваль «Сыр. Пир. Мир», который он ежегодно проводит, в этом году собрал просто рекордное количество участников. Желающих было настолько много, что даже не все поместились. Его конкурс, который он организовал по сырам, единственный имеющий в глазах потребителей определенную серьезную значимость.
Плюс ко всему деятельность Союза сыроваров России, который возглавляет Олег Сирота, активно отстаивает все маленькие фермерские хозяйства, защищая их с точки зрения проверок, происходящих со стороны организаций; оказывает юридическую помощь. То есть защищает очень много мелких производителей-сыроваров. На сегодняшний момент в Союзе уже более 500 организаций. Это значит, что Союз очень активный, и его деятельность очень заметна. И именно в 2020 году, я считаю, что она была наиболее видима.
DN: Что для вас в 2020 году - потеря года?
В одном месте мы теряем, в другому – находим. Поэтому мне сложно сказать.
Но я считаю, что, наверное, главная потеря — это то, что в эти «ковидные» времена наше государство, к сожалению, не оказало должной поддержки именно малому предпринимательству и малым производствам. Хотя заявлено было очень много, по факту, воспользоваться этой поддержкой просто не получилось. И я знаю, что это было повсеместно.
DN: Расскажите, пожалуйста, каковы ваши ожидания от будущего года?
Я думаю, следующий год пройдет под лозунгом «COVID». Соответственно, наверное, он будет непростым.
DN: Какие тренды на рынке продолжат оказывать влияние на отрасль в 2021 году?
Во-первых, важным остается этап подготовки к внедрению цифровой маркировки. Я считаю, что для нас, маленьких производителей это серьезная проблема. Очень сложно было вводить «Меркурий». На первых этапах внедрения система показывала серьезные сбои. Я думаю, что с внедрением маркировки у нас будут такие же проблемы. Кроме того, это лишние финансовые затраты, значительные для малого бизнеса.
К сожалению, маркировка неизбежна и она серьезно повлияет в том числе на стабильность работы именно маленьких производителей. Потому что с крупными все понятно: у них автоматизированное производство, они могут себе позволить дорогостоящее оборудование по маркировке. А маленьким производителям сделать это намного сложнее.
Также очевидна тенденция на увеличение стоимости готовой продукции.
DN: Что бы вы хотели пожелать своим коллегам и участникам отрасли?
Коллегам я хочу пожелать, независимо от того какие сложности нас ждут, преодолевать их с поднятой головой. Все мы оптимисты. Невозможно работать в этой отрасли, если ты не оптимист. Желаю всем не терять бодрости духа и знать – будущее за нами!