Горячая тема
Молочный Рубикон 2020 года
Комментарий эксперта
Елена Стафеева, руководитель СХП "Пламя":
DN: Какое событие уходящего года для вас и вашей компании стало ключевым и наиболее серьезно повлияло на вас и компанию?
Для нашей компании, я думаю, как и для всех – это вирус. На деятельности Союза Животноводов Урала он сильно отразился, потому что в основе нашей работы лежало проведение тренингов и разных массовых мероприятий, требующих одновременного сбора большого количества людей. А эти мероприятия стали невозможными, и это очень сильно изменило нашу жизнь.
Что касается коллективного хозяйства, в котором я являюсь руководителем, то здесь вирус не сильно отразился. Конечно, специалисты стали реже ездить, и у них сократился обмен опытом. Нам было страшнее, если кто-то заболеет, потому что у нас непрерывное производство, которое мы не можем остановить. Здесь были определенные трудности, но, учитывая, что мы соблюдаем меры безопасности, у нас из 140 сотрудников, переболело где-то 3 человека.
Для хозяйства это обернулось тем, что у молочных заводов сократилось взаимодействие по социальной сфере. Конкретно наш Катайский молочный завод, на который мы отправляем большую часть своей молочной продукции, а в этом году вообще все молоко сырье, то есть 100%. У них примерно 40% занимала социальная сфера. Начиная с марта, когда стали закрывать школы и детские сады, 40% этого рынка было потеряно, а потом им надо было восстанавливаться. Такие трудности наших партнеров отразились и на нас.
Кроме того, немного снизился спрос на молочную продукцию, у людей сократились доходы, но все это в большей степени начало ощущаться только сейчас. В первые 9 месяцев у нас были ровные результаты по экономическим показателям. Я думаю, на нас это скажется позже, потому что у нас пролонгированная оборачиваемость средств.
По нам очень сильно ударило удорожание кормов, но оно произошло в последние 3 месяца. Очень сильно выросли в цене белковые и энергетические корма, по некоторым позициям до 60%. Например, соевый шрот – примерно на 48-52%. А цена на молоко осталось практически на прежнем уровне, она изменилась только на 3-4%.
Сейчас мы приобретаем удобрения. Первую партию уже оплатили. Но цена может меняться.
DN: Какие достижения уходящего года вы можете назвать?
Во-первых, мы выжили.
Наши экономические показатели за этот год не сильно ухудшились. Можно сказать, что мы продержались на старых запасах. Но в последний квартал будут заметны изменения.
Все шло по инерции. Мы приобрели технику, которую планировали приобрести в этом году, примерно на 28 млн рублей. Мы приобрели новый зерноуборочный комбайн «New Holland».
Достижение СХПК «Пламя» в этом году – это урожайность зерновых, составившая 32,5 ц с Га. За все 60 лет работы хозяйства у нас не было таких результатов. Нас это и выручило. Последний квартал был очень тяжелым по финансам, а цена на зерно была достаточно высокая, и нам это помогло. Дополнительную, по сравнению с прошлым годом, часть урожая, около 1 тыс. тонн, мы продали.
К тому же, мы не сократили ни одного человека, мы сохранили все рабочие места.
DN: Есть ли человек (в отрасли), которого в уходящем году вы можете назвать героем года? Почему?
Герой – это тот, кто не боится сказать правду.
Герои – все, кто выживает; все, кто сохраняет рабочие места; все, кто не ворует, а старается отдавать другим; те, кто не бросает людей в беде; те, кто не только сам выживает, но и помогает выживать другим.
Наши крестьяне тоже настоящие герои, потому что они продолжают трудиться и стараются что-то сделать для того, чтобы остаться на плаву.
DN: Что для вас в 2020 году – потеря года?
Мне не нравится, что некоторые средства идут не в регионы, а в Москву. Есть некоторые законы, которые перенаправляют потоки налогов, уходящих в федеральный бюджет.
Мне не нравится, что не доверяют регионам и оставляют им очень мало полномочий.
Регионам должны больше доверять. Страна большая – регионы разные. И больше налогов, которые собирают на территории, должны оставаться на месте, а не уходить в Москву, а потом оттуда перераспределяться.
Еще один минус – это маркировка. Мне кажется, ее не должно быть. Она приведет к удорожанию продукции и вытащит деньги из кармана покупателей. В настоящее время, когда и так все сложно, надо принимать такие меры и законы, которые принесут реальные результаты и реально улучшат экономику. А у нас, чем дальше, тем с экономикой все сложнее.
DN: Расскажите, пожалуйста, каковы ваши ожидания от будущего года?
У нас большая часть поддержки идет из областного бюджета, а не из федерального. На следующий год нам уже заложили на 400 млн рублей меньше финансирования на поддержку сельского хозяйства. А учитывая рост цен и инфляцию, это значит, что это выльется не в 400 млн, а больше.
Плюс ко всему у нас зона рискованного земледелия, урожай произрастает хуже, чем в зонах с благоприятным климатом. Поэтому без государственной поддержки нам сложно выживать. И когда идет сокращение бюджетной поддержки, мы дышать то дышим, но развиваться перестаем.
Все непредсказуемо. Я сегодня живу по принципу: «Делай, что должен, и будь, что будет». Но предугадать трудно. Например, сейчас подняли вывозные пошлины на зерно, и оно стало падать в цене. С одной стороны, это делают для того, чтобы подешевели корма, но, с другой – такое регулирование не очень эффективно. Здесь нужно по-другому. Для того, чтобы цена продукта была низкой, его должно быть много на рынке, должна быть здоровая конкуренция. А все эти искусственные регулирования рынка, как правило, приводят к непредсказуемым и чаще всего негативным последствиям.
В общем, я ожидаю новых вызовов, с которыми придется жить и работать. Хоть бы погода была хорошая на нашем суровом Урале. Ожидаю всего, а хочу, чтобы в следующем году закончилась пандемия, и мы, наконец, начали встречаться и ездить.
DN: Какие тренды на рынке продолжат оказывать влияние на отрасль в 2021 году?
Продолжатся вопросы по маркировке, они нас просто так не оставят. Этот процесс доведут до логического конца.
Скорее всего будет подорожание молочной продукции, но оно будет не очень большим, потому что покупательская способность у людей снижается. Но будет рост цен на естественные монополии. У нас же сначала начинают повышаться цены на энергетику, горючее, удобрения.
Но думаю, что в следующем году молочной отрасли будет тяжелее, чем в этом. Скорее всего кто-то заморозит строительство; кто-то, кто хотел начать новый проект – передумает; немного сократятся инвестиции.
DN: Что бы вы хотели пожелать своим коллегам и участникам отрасли?
Жизнь всегда преподносит нам разные сюрпризы и испытания, поэтому коллегам я бы хотела пожелать не унывать; оптимистично смотреть на все процессы, как на новые возможности; совершенствоваться, принимать этот турбулентный мир с его быстрыми изменениями, не игнорировать их, обязательно использовать и находить их хорошие стороны и использовать их для своего развития.
Желаю, чтобы самосовершенствования и эти изменения помогли найти новые нестандартные решения для того, чтобы сохранить и приумножить наш бизнес.