Горячая тема
Молочный Рубикон 2020 года
Комментарий эксперта
Артем Белов, генеральный директор «Союзмолоко»:
DN: Каковы результаты текущего года в отрасли?
В 2020 году сохранен объем государственной поддержки на уровне предыдущих лет. Он составит порядка 33 млрд рублей.
Второе, сохранены все основные направления государственной поддержки. Это льготное краткосрочное кредитование, льготное инвестиционное кредитование, субсидии на литр, племенная поддержка, а также возмещение прямых понесенных затрат на строительство/модернизацию фермы – так называемые капексы. Объемы финансирования по ним в конце года составили чуть менее 5 млрд рублей.
Третье, в 2020 году было принято решение о реализации нескольких новых направлений поддержки. Во-первых, принято решение о том, что инвестиционные кредиты будут выделяться на строительство на животноводческих комплексах объектов переработки, утилизации и хранения навоза, а также приобретения оборудования для них.
Второе важнейшее направление – это то, что было принято решение о том, что льготные краткосрочные кредиты можно использовать на квартплаты, а для малых и средних предприятий также на приобретение горюче-смазочных материалов и электричество.
В 2020 году также был принят целый ряд решений, которые направлены на поддержку отрасли в ситуации пандемии в рамках антикризисных мер. Здесь было несколько основных историй. Во-первых, это увеличение лимитов по льготным краткосрочным кредитам с 600 млн рублей до 1 млрд 200 млн рублей. Второе, это пролонгация на два года нулевой ставки НДС при импорте племенного скота и племенного материала, а также их реализации на территории России.
Ну и третье, это пролонгация и отсрочка платежей в 2020 году по льготным краткосрочным и инвестиционным кредитам, а также по кредитам, которые были получены до 2017 года.
Маркировка – одна из самых резонансных регуляторных инициатив за последние годы. В молочной отрасли ее переносили несколько раз: в начале на 2020, потом на 2021 год. Этому были разные причины, но неделю назад были приняты два важных документа: это определяющее сроки введения маркировки распоряжение правительства и постановление правительства, определяющее правила внедрения маркировки в молочной индустрии.
В обсуждении обоих документов «Союзмолоко» принимал самое непосредственное участие, поэтому нужно отметить важное и рассказать, чего в итоге удалось добиться.
Во-первых, при подготовке правил «Союзмолоко» ставил перед собой ключевую цель: минимизировать инвестиционные затраты, которые бизнес после внедрения маркировки может понести. Для достижения этой цели были решены три ключевые задачи. Во-первых, это минимизация ключевых инвестиций на нанесение дата-матрикс кода. Молочная отрасль вынуждена заниматься, в каком-то смысле, не свойственным ей типографским бизнесом, между тем, непосредственный акцент в части нанесения кодов должен быть перенаправлен именно на типографии. Принципиально мы договорились о том, что в ближайшее время будет подписан меморандум между Министерством Промышленности и торговли и основными типографиями, которые печатают упаковку для молочной продукции; о том, что минимум за 2-3 месяца типографии должны быть готовы к нанесению дата-матрикс кода. Чтобы стимулировать типографии Минпромторг рассмотрел дополнительные меры поддержки, в том числе в части установки оборудования для нанесения дата-матрикс кода.
Еще одна важнейшая задача, которую решал Союз – это компенсация издержек бизнеса. Очевидно, что свести объем инвестиций к 0, по сути - невозможно. Поэтому должны быть разработаны соответствующие меры государственно поддержки. Сейчас уже вносятся изменения в нормативно правовую базу, которая позволит производителям получать льготные кредиты на приобретение оборудования. В настоящий момент также разрабатываются предложения по возмещению прямых понесенных затрат бизнеса, а также со стороны Минпромторга предлагается ряд мер: в том числе обнуление НДС на типографское оборудование.
Таким образом, предложенный комплекс мер позволил минимизировать основной объем инвестиционных затрат, которые понес бизнес в связи с внедрением маркировки.
Экологическая повестка. Первое, удалось изменить категоризацию предприятий молочной переработки. Напомню, что в соответствии с постановлением правительства №1029 молочные предприятия относились к первой категории опасности. Это требовало определенных дополнительных инвестиций в них, в получение комплексных экологических разрешений. Требовало прохождения государственной экологической экспертизы, а также внедрения лучших доступных технологий.
По нашим расчетам, в зависимости от типа площадки дополнительные инвестиции требовались в объеме от 20 до 300 млн рублей. Это были очень существенные затраты. Сейчас изменения в постановлении правительства находятся на финальной стадии, которые позволят большинству предприятий молочной переработки перейти из первой категории во вторую, которая не будет требовать всех вышеперечисленных процедур. При этом ко второй категории будут относиться предприятия, которые осуществляют сбросы в централизованной системе водоканалов, либо имеют собственные локально-очистные сооружения.
Следующий важный вопрос связан с отходами животноводческих комплексов – по сути навоз и помет. Напомню, что данный вопрос регулируется законом о пестицидах и агро-химикатах, а также законом об отходах. «Союзмолоко» в этом году было инициировано создание рабочей группы на площадке Совета Федераций и разработка законопроекта об органических удобрениях.
Закон в настоящий момент разработан, он вошел в первый фильтр рабочей группы. Есть замечания, которые мы будем дорабатывать на следующий год и будем вносить в Совет Федераций. Очень надеюсь, что в следующем году у нас появится свой закон об органических удобрениях, который позволит решить застарелую проблему, связанную с лицензированием оборота отходов животноводческих ферм, и очень существенными штрафами, которые несут производители в связи с действующим текущим законом об отходах.
В ближайшие годы экологическая повестка будет все более актуальной и будет все большее влияние оказывать на деятельность компаний и их экономическое состояние. Напомню, что в конце этого года президент Путин подписал указ по парниковым газам. В соответствии с этим указом доля выброса парниковых газов к 2030 году должна быть ниже на 70%, чем уровень 1990 года.
Минэкономразвития разработало соответствующую стратегию, направленную на снижение парниковых выбросов. Все это происходит в рамках Парижского соглашения по климату, к которому в 2020 году присоединилась Россия.
Думаю, что на сельхоз товаропроизводителей данные «новеллы» окажут очень серьезное влияние. И в принципе, мы уже видим целую историю, на примере целого ряда стран. Поэтому экологическая повестка, я думаю, не только в следующем году, но и в ближайшие годы будет одной из ключевых для молочников.
Экспорт. В 2020 году экспорт молочной продукции из РФ в натуральном выражении вырос примерно на 20% и примерно на 15-16% в денежном выражении. Этому способствовало несколько основных факторов.
Во-первых, открытие новых рынков. Второе – расширение ассортимента экспортируемой продукции, в том числе за счет биржевых товаров. И, конечно, позитивную роль сыграло ослабление рубля, что сделало российскую продукцию более конкурентоспособной на экспортных рынках.
Важнейшие результаты в 2020 году. После двухлетней работы Минсельхоза и Россельхознадзора были открыты поставки сухих молочных продуктов и сыворотки на рынок Китая. Более того, первые поставки сыворотки в декабре уже были осуществлены российскими компаниями.
Следующее – разработка комплексной программы выхода российской молочки на китайский рынок. По заказу «Агроэкспорта» данную программу разрабатывали KPMG и Кетчум при активном участии экспертов «Союзмолоко». Все желающие компании могли участвовать в обсуждении промежуточных и финальных результатов, связанных с разработкой данной программы.
Важный итог – это запуск, так называемых, экспортных гайдов – пошаговых инструкций по выводу молочной продукции на те или иные экспортные рынки.
В 2020 году уже были сделаны экспортные гайды по четырем странам: Оман, Нигерия, Вьетнам, Япония. Сейчас в работе находятся еще пять стран: Саудовская Аравия, Индонезия, Малайзия, Республика Корея, ОАЭ. В следующем году планируется разработать еще порядка четырех-пяти новых гайдов. Это очень полезный инструмент, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не могут инвестировать существенные средства в маркетинг, в продвижение и понимание рынка.
Следующее – это новые механизмы господдержки. Нужно отметить компенсацию затрат на логистику при экспортных поставках, куда теперь включено экспортное плечо. Объем субсидий теперь может составить до 25% от стоимости логистики. Второе- это компенсация на сертификацию продукции на внешних рынках, причем в эту субсидию входят, в том числе доставка испытательных образцов, оценка соответствия условий внешнеторгового контракта, а также сертификация на халяль и кашир. Компенсация составляет от 50% до 90%.
Ну и наконец, в 2021 году появится новая субсидия на участие в выставках, в которых не предусмотрена национальная экспозиция.
В этом году мы провели большое количество предприятий по продвижению российских товаров в том числе на экспортных рынках. Были мероприятия и с Россельхознадзором, и со Сбербанком, и с Российским Экспортным Центром, с Агроэкспортом, а также со Всемирным банком. Надеюсь, эта активность, действительно даст свой результат, и в следующем году мы также увидим увеличение объемов экспорта, что особенно важно в ситуации не очень устойчивого спроса на внутрироссийском рынке.