Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Комментарий эксперта

Иван Федяков, Глава ГК INFOLine
Иван Федяков, Глава ГК INFOLine:

Эмиграция из России в сентябре получила действительно массовый характер - молодые мужчины призывного возраста стараются покинуть страну. Это одна из самых экономически активных аудиторий - мужчины, которые приобретают товары не только для своих нужд, но и создают семьи, обеспечивают своих жен, покупают новые квартиры, машины и так далее. И если верить тому, что страну покинуло за последнее время около 700 тыс. человек, то можно сказать, что в общем числе уехавших существенную часть занимают вот эти очень важные для экономики люди – те самые молодые мужчины с семьями.

Статистика такие изменения пока еще не отражает, потому что прошло слишком мало времени, чтобы эти изменения заметить. Кроме того, мы видим, что статистические органы начинают целенаправленно закрывать и искажать информацию. Мы видим банальные арифметические ошибки, не говоря уже о том, что цифры, которые называются – в них уже слабо верится. Но видимо, сегодня выгоднее создать более благоприятную картинку, нежели показать реальное положение дел. На потребительском рынке мы уже видим достаточно глубокие спады. Сегмент одежды проседает в конце сентября более чем на 50%, бытовой техники – на 30%, стройматериалов – на 20%. Это весьма нехарактерно, учитывая, что еще недавно такие сектора, как продажа мебели, товаров для дома были такими «защитными», стабильными по продажам сегментами. Поскольку люди, не уезжая за пределы страны, старались потратить средства на улучшение жилищных условий.

Но сейчас они этого не делают по нескольким причинам. С одной стороны, уже очевидны экономические последствия от начала спецоперации на Украине. Доходы населения упали более чем на 9%, и это официальная статистика. Реальное падение намного сильнее. И оно продолжится в течение ближайших полугода-года как минимум, потому что нет никаких оснований сейчас предполагать изменения этого тренда. С другой стороны, есть и психологическое давление. Даже потребители, которые располагают средствами, стараются сейчас не делать долгосрочные покупки, потому что у многих банальная паника. Кто-то не может планировать свою жизнь только на несколько дней вперед. Это касается и групп населения, которые не имеют отношения к мобилизации. Такое психологическое давление всегда приводило к заметному снижению потребления. В первую очередь, непродовольственных товаров, в меньшей степени – продуктов питания.

Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
14.03.2025
The DairyNews.ru продолжает изучать тему создания саморегулируемой организации (СРО) в племенном животноводстве России, которая, как считают наши эксперты, может стать импульсом для развития молочной отрасли. Участники рынка объясняют, почему Минсельхоз должен передать рычаги определения стандартов и правил племенного дела отраслевому сообществу в лице СРО, а также как такая организация может защитить интересы своих членов. Все подробности в материале The DairyNews.ru.
Читать полностью