Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Комментарий эксперта

Николай Трофимов, генеральный директор Нижегородского молочного союза
Николай Трофимов, генеральный директор Нижегородского молочного союза:

— Производители молочной продукции заинтересованы в минимальной наценке на свою продукцию в сетях, так как в этом случае ее оборачиваемость будет выше. То есть объемы продаж тем больше, чем меньше наценка и конечная цена.

Насколько это выгодно производителям молока расскажу на примере идеальной модели, когда 50% потребительской или итоговой цены конечного продукта уходит производителю сырого молока, 30% переработчику и 20% остается у сетевой компании. В реальности же, производителю молока достается около 40%, переработчикам - 30%, а остальное забирают торговые сети. Не секрет, что, по статистике, торговые наценки на отдельные виды молочной продукции в некоторых случаях доходят до 100%. Я уже не говорю об особенностях формирования прибыли на единицу оборотного капитала в торговле.

Вот сами смотрите. Молочная продукция в среднем лежит на полке где-то 10 дней. Понятно, что какой-то товар, например, творог, сметана с коротким сроком годности, продается быстрее, а сыр или молоко с большим сроком годности — медленнее. Стало быть, каждые 10 дней в сети на полке происходит почти полный товарооборот, в год их 36. Каждый оборот приносит процент от прибыли в наценке. Следовательно, годовой оборот позволяет многократно увеличить прибыль на единицу оборотного капитала. И рентабельность оборотного капитала здесь самая высокая в цепочке от поля до прилавка, больше чем в переработке и производстве сырого молока.

Вы спрашиваете, не приведет ли фиксированная наценка на социально-значимые продукты к тому, что спрос со стороны сетей сместится на товары, не попадающие под ограничения, которые можно продать с большей наценкой? Я думаю, что не сместится. Потому что товары с ограниченной наценкой пользуются широким спросом. А сети проводят именно такую политику, чтобы привлекать покупателей. Следовательно, наценка на другие сопутствующие товары будет компенсировать условные потери маржинального дохода от реализации продуктов с ограниченной наценкой. Если не будет социально-значимых товаров с небольшой наценкой, то покупатели пойдут к конкурентам, а заодно и за сопутствующими товарами тоже – торговый оборот сети снизится, а вместе с ним и прибыль.

Инициатива с фиксированной наценкой и возможным удорожанием других видов молочной продукции, не попадающих под минимальную наценку, никак не связаны. Продавец формирует торговую наценку не в пределах какой–либо средней установленной величины на определенную категорию товарной группы. Наценка всегда соответствует спросу и маркетинговой политике.

Рассматриваемая инициатива с установлением социальной наценки до 5%, на мой взгляд, делается в интересах покупателей. Это мера соцзащиты населения, чтобы ему были доступны нормальные продукты для здорового питания. И мы это приветствуем.

Фиксированная наценка обязательно поддержит спрос на традиционную молочку. Чем меньше итоговая потребительская цена, тем больше люди продукцию покупают.

Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
16.05.2025
На фоне победных рапортов об успехах в АПК и импортозамещении все чаще стали появляться публикации о кризисе в молочной отрасли, из которой «вынули» деньги, оставив без средств на развитие. The DairyNews.ru обратился к профессиональному сообществу, чтобы из первых рук узнать, как выживают производители и переработчики молока, есть ли у них средства на инвестиции, на что вообще молочники рассчитывают. Подробный анализ ситуации в материале издания.
Читать полностью