Горячая тема
Импортозамещение в животноводстве и АПК — сказка или возможности?
Комментарий эксперта
Аркадий Злочевский, Президент РЗС:
— Частичное импортозамещение продукции АПК у нас уже состоялось (если понимать под ним именно вытеснение отечественной продукцией импортных аналогов). Причем импортозамещение состоялось уже давно, в основном благодаря ослаблению рубля. Именно этот фактор стал решающим, а не какие-то принципиальные решения со стороны властей. Фактически повысилась конкурентоспособность отечественной продукции, и она смогла вытеснить импорт за счет того, что стала дешевле. Фактор девальвации начал работать с 2014 года и уже к 2018 году практически себя исчерпал. Тем не менее, российская продукция, которая потеснила импорт, на рынке останется и позиции сдавать не будет. Это, например, сыры и и еще некоторые продукты питания.
Вытеснение импортной продукции за счет повышения конкурентоспособности отечественных аналогов – рыночный и наиболее благоприятный и для экономики, и потребителя процесс, и как раз этот процесс я бы не называл импортозамещением. Для отечественного производителя хорошо, когда он развивается не в тепличных условиях, с помощью каких-то введенных государством ограничительных для импорта мер, а за счет повышения конкурентоспособности.
Теперь, на нынешнем этапе, российским компаниям стоит думать не про замещение импорта внутри страны, а заниматься производством экспортно-ориентированной продукции. Если отечественную продукцию примут международные рынки, не связанные с тепличными условиями, это будет означать, что она стала базово конкурентоспособной и внутри своей страны.
Это не значит, что государство не должно применять какие-либо протекционисткие меры по поддержке своей промышленности; все это оправданно, если вводится на определенное время. Так, например, произошло с производством риса в России. В постсоветский период мы производили лишь 200-300 тыс. т этой продукции в год, в то время как потребность составляла около 1 млн т. В самом начале ХХI века были введены ограничения на ввоз импортного риса, что позволило в конечном счете увеличить объемы его производства в России. В итоге сейчас мы стали экспортерами короткозерного риса. Сейчас в Россию импортируется не боле 200 тыс. т длиннозерного риса. Остальными видами этой продукции мы обеспечиваем себя сами. И действующие с 2001-2002 года ограничения уже не являются обязательным условием для развития своего производства.
Что касается импортозависимости в сегменте растениеводства, то сейчас мы используем, например, импортные семена ржи. Правда, они условно импортные, потому что генетика не наша – используются гибридные семена, в основе которых – продукция немецкой селекции. То есть фактически мы завозим прародителей, из которых потом получаются те самые гибридные семена. Если будут введены ограничения на импорт прародителей, то мы перейдем на отечественные семена. Их отличие от немецкой продукции – только в более низкой урожайности.
В России пока нет полностью российских гибридов ржи, потому что несовершенное регулирование на рынке семян: наши селекционеры не в состоянии собрать плату за авторские права, и в конечном счете селекция не окупается. Прибыльным остается только продажа семян, но не селекция.