Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Комментарий эксперта

Юрий Власенко, управляющий партнер стратегического бюро «Лучшие практики», директор по развитию MARBO
Юрий Власенко, управляющий партнер стратегического бюро «Лучшие практики», директор по развитию MARBO:

Никто из игроков молочного рынка не готовился к сюрпризам уходящего года. Ни к началу кризиса, ни к санкциям против России. Никто не проводил стресс-тесты, а что если вдруг.  Еще весной казалось, что отрасль переработки пострадает значительно сильнее, но уже к осени основные проблемы в удалось решить – по упаковке, по поставкам основных запчастей, удалось стабилизировать поставки заквасок и пищевых красителей. Да, логистика стала дольше и дороже, но продукция поставляется в Россию. 

Пока молочная индустрия, в отличие от многих других отраслей, не ощутила на себе резкого снижения продаж. Именно резкого, что также прогнозировали аналитики. Да, по некоторым категориям падение произошло, но оно было более плавным, чем у коллег по FMCG. Скорее всего, для молочной отрасли своеобразным Рубиконом, после которого спад продаж и, как следствие, производства, станет значительным, это второе полугодие 2023 года. 

В первую очередь спад произойдет из-за снижения потребительского спроса. Причин, конечно, очень много. Вспомним, вот, что Россию покинуло, по разным подсчетам, свыше полумиллона хорошо оплачиваемых специалистов. Которые обеспечивали спрос не только в продуктовом ритейле, но и в смежных отраслях, например, в сфере услуг (сфера красоты, фитнес-центры, кафе и так далее). То есть снижается спрос не только на продукты питания, но и в других отраслях, где у сотрудников предприятий тоже могут уменьшиться  заработки. Другой пример, наши добывающие сектора (газ, нефть) - снижение добычи уже признала статистика, как следствие огромное количество людей не получит премий, повышения зарплат, срочных вахтовых контрактов и тд... То есть не сжаться потребление в продуктовом ритейле и других сегментах не может. Кроме снижения продаж в килограммах, на время вернется "потребительское упрощение", когда покупатель интуитивно начнет выбирать более простые продукты. Это не только про цену, это про настроение. Сколько человек сказало вам в этом декабре, что у них нет настроения для праздника?.. 

Как следствие, конечно, сократятся сегменты деликатесов и других продуктов, без которых в принципе можно обойтись. Например, это высокомаржинальные молочные продукты, сыры и так далее. А позже, если провал по доходам будет продолжаться, может пойти экономия и на базовых продуктах питания, переход на более дешевые заменители. 

Если говорить о таком явлении, как уход иностранных компаний из России, то это не может не сказаться на потребрынке. Ведь международные компании уводят с собой не только бренды, инвестиции в развитие, они забирают стандарты производства, культуру потребления, перестают внедрять новые решения. Именно зарубежные игроки внедряли в России новые потребительские тренды, вкусы, к которым потом стремились другие производители. И мы начнем постепенно превращаться в эдакие средние «Жигули», в страну, где продаются, например, не оригинальные лекарства, а дженерики. 

Что касается запаса прочности в молочной отрасли, то есть повод для оптимизма. Стоит помнить, что у нас в отрасли (и по производству, и по переработке молока) поменялся управляющий персонал, пришли молодые специалисты, которые, тем не менее, пережили уже несколько кризисов. Они уже умеют гибко реагировать на изменения, быстро сокращать затраты в случае необходимости, на время урезать зарплаты, чтобы сохранить основной производственный костяк. Сокращать поголовье КРС, оставляя самую доходную его часть, чтобы пережить кризис. Мы стали гибче и умнее, чем в предыдущие кризисы. 

Кроме того, сейчас у нас государство обеспечено деньгами и в состоянии поддержать и профинансировать практически любую стратегически важную отрасль. Одной из которых является и молочное животноводство, и переработка молока.


Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
03.12.2024
Утилизационный сбор на сельхозтехнику вырастет в пять раз. The DairyNews.ru опросил участников отрасли, как они относятся к нововведению. Все эксперты единодушно выступают против повышения сбора, прогнозируя, что в результате таких изменений часть производителей уйдет с рынка.
Читать полностью