Горячая тема
«Год был непростым»: что говорят представители молочной отрасли
Комментарий эксперта
Юрий Власенко, управляющий партнер стратегического бюро «Лучшие практики», директор по развитию MARBO:
Никто из игроков молочного рынка не готовился к сюрпризам уходящего года. Ни к началу кризиса, ни к санкциям против России. Никто не проводил стресс-тесты, а что если вдруг. Еще весной казалось, что отрасль переработки пострадает значительно сильнее, но уже к осени основные проблемы в удалось решить – по упаковке, по поставкам основных запчастей, удалось стабилизировать поставки заквасок и пищевых красителей. Да, логистика стала дольше и дороже, но продукция поставляется в Россию.
Пока молочная индустрия, в отличие от многих других отраслей, не ощутила на себе резкого снижения продаж. Именно резкого, что также прогнозировали аналитики. Да, по некоторым категориям падение произошло, но оно было более плавным, чем у коллег по FMCG. Скорее всего, для молочной отрасли своеобразным Рубиконом, после которого спад продаж и, как следствие, производства, станет значительным, это второе полугодие 2023 года.
В первую очередь спад произойдет из-за снижения потребительского спроса. Причин, конечно, очень много. Вспомним, вот, что Россию покинуло, по разным подсчетам, свыше полумиллона хорошо оплачиваемых специалистов. Которые обеспечивали спрос не только в продуктовом ритейле, но и в смежных отраслях, например, в сфере услуг (сфера красоты, фитнес-центры, кафе и так далее). То есть снижается спрос не только на продукты питания, но и в других отраслях, где у сотрудников предприятий тоже могут уменьшиться заработки. Другой пример, наши добывающие сектора (газ, нефть) - снижение добычи уже признала статистика, как следствие огромное количество людей не получит премий, повышения зарплат, срочных вахтовых контрактов и тд... То есть не сжаться потребление в продуктовом ритейле и других сегментах не может. Кроме снижения продаж в килограммах, на время вернется "потребительское упрощение", когда покупатель интуитивно начнет выбирать более простые продукты. Это не только про цену, это про настроение. Сколько человек сказало вам в этом декабре, что у них нет настроения для праздника?..
Как следствие, конечно, сократятся сегменты деликатесов и других продуктов, без которых в принципе можно обойтись. Например, это высокомаржинальные молочные продукты, сыры и так далее. А позже, если провал по доходам будет продолжаться, может пойти экономия и на базовых продуктах питания, переход на более дешевые заменители.
Если говорить о таком явлении, как уход иностранных компаний из России, то это не может не сказаться на потребрынке. Ведь международные компании уводят с собой не только бренды, инвестиции в развитие, они забирают стандарты производства, культуру потребления, перестают внедрять новые решения. Именно зарубежные игроки внедряли в России новые потребительские тренды, вкусы, к которым потом стремились другие производители. И мы начнем постепенно превращаться в эдакие средние «Жигули», в страну, где продаются, например, не оригинальные лекарства, а дженерики.
Что касается запаса прочности в молочной отрасли, то есть повод для оптимизма. Стоит помнить, что у нас в отрасли (и по производству, и по переработке молока) поменялся управляющий персонал, пришли молодые специалисты, которые, тем не менее, пережили уже несколько кризисов. Они уже умеют гибко реагировать на изменения, быстро сокращать затраты в случае необходимости, на время урезать зарплаты, чтобы сохранить основной производственный костяк. Сокращать поголовье КРС, оставляя самую доходную его часть, чтобы пережить кризис. Мы стали гибче и умнее, чем в предыдущие кризисы.
Кроме того, сейчас у нас государство обеспечено деньгами и в состоянии поддержать и профинансировать практически любую стратегически важную отрасль. Одной из которых является и молочное животноводство, и переработка молока.