Горячая тема
«Год был непростым»: что говорят представители молочной отрасли
Комментарий эксперта
Владимир Лабинов, министр сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия:
Владимир Витальевич, каким был уходящий год для молочной отрасли Карелии? Чем 2022 год отличается от предыдущего, 2021 года? Какие тенденции Вы бы отметили?
- Главная и всеобщая российская тенденция 2022 года связана с военной спецоперацией, которая внесла большие изменения в логистику поставок сырья, ингредиентов, оборудования. Произошла корректировка поставщиков, с которыми были налажены отношения, изменились намеченные планы, касающиеся приобретения техники и оборудования, что, конечно, привело к проблемам, которые приходится решать. Вот этим запомнился уходящий год.
Отмечу положительные моменты в молочной отрасли Карелии. Год заканчиваем с 2%-м приростом объемов производства молока-сырья в частном секторе и с 5%-м приростом в государственном. Такая положительная динамика обеспечена как увеличением поголовья скота (в госсекторе оно увеличено на 6%), так и продуктивности.
До конца текущего года в Карелии планируется произвести 61 тыс тонн молока.
Удалось ли нарастить мощности по переработке молока в 2022 году?
- Объем переработки молока увеличился без ввода новых мощностей за счет увеличения загрузки предприятий. Полной загрузки достиг Олонецкий молочный комбинат, там объем приемки сырого молока и выпуска молочной продукции за год был увеличен почти на 20%.
В Карелии до сих пор производится молока больше, чем перерабатывается. Ежедневно из 155-160 тонн молока за пределы республики вывозится 50 тонн. Поэтому наша задача – обеспечить загрузку наших молочных заводов в большей степени, но они пока не все к этому готовы.
Вы сообщали в соцсетях, что провели в Олонецком районе рабочие совещания по вопросам организации поставок сырого молока предприятиями молочного животноводства на будущий год. Каких договоренностей удалось достичь? И по какой цене молоко-сырье реализуется?
- Мы заключили договоры на поставку молока с Олонецким молочным комбинатом, с небольшим приростом загрузки к текущему году. И сейчас до сих пор находимся в переговорном процессе с остальными молочными заводами, обсуждается увеличение объемов загрузки именно внутри республики.
Как таковых проблем с реализацией нашего молока нет, тем более что рядом Ленинградская область. Спрос на наше молоко высокий, сырье сейчас реализуется по цене 41-46 рублей за 1 кг с НДС, жирность в пределах 4-4,3%, белок в пределах 3,2-3,5% .
Но нам нужен свой большой молочный завод с мощностью переработки в 250 тонн в сутки, которого пока у нас нет. Мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами, но пока процесс не завершен.
А где в Карелии такой завод планируете построить?
- Логично было бы его построить в самом Петрозаводске либо в Олонецком районе.
Удалось ли в текущем году начать реализацию проектов по возведению двух государственных молочных комплексов: первого стоимостью 1млрд 900 тыс рублей в совхозе «Ведлозерский», и второго с инвестициями почти 3 млрд рублей в совхозе «Толвуйский»?
- Нет, не удалось, потому что мы только-только завершили разработку проектно-сметной документации для этих предприятий. С этим была задержка, поэтому планы переходят на 2023 год. Планируем начать стройку уже в первом квартале.
Молочный комплекс в совхозе «Ведлозерский» рассчитан на 1200 голов коров с роботизированной системой доения, второй комплекс в совхозе «Толвуйский» - на 2000 голов дойного стада, там будет использовано две системы доения «Карусель».
Уточните, пожалуйста, где будете приобретать молочное стадо и как решаете вопрос с оснащением комплексов оборудованием, поскольку, как известно, сейчас в России с этим большая проблема.
- У нас есть свой племенной молодняк айрширской породы, с наполнением государственных молочных комплексов скотом мы должны обойтись собственными ресурсами.
Изначально было заложено много технологических решений шведской компании DeLaval, которые мы уже просто не смогли реализовать, так как компания перестала поставлять оборудование в Россию. Поэтому проектно-сметная документация была скорректирована, комплексы будут оснащены частично отечественным и частично зарубежным оборудованием. Не все же оборудование зарубежные компании прекратили поставлять, что-то можно купить.
Участники молочного рынка много говорят, что при реализации проектов возникают сложности с поставками зарубежного оборудования, запчастями, сельхозтехникой. Как в республике это решается?
- У нас сложилось так, что два самых крупных и передовых государственных молочных комплекса «Мегрега» и «Ильинский» построены и сориентированы преимущественно на использование оборудования компании DeLaval. Она пока обеспечивает сервисное обслуживание, но поставок новых технических решений уже нет. Аналогичная история и с кормозаготовительной, кормоуборочной техникой. Вот мы купили в прошлом году два кукурузоуборочных комбайна компании KRONE, оказались на тот момент последними в стране, кто их приобрел. Когда появится возможность других закупок, трудно сказать.
Но существует Китай, который выпускает технику и оборудование, иногда приличного и даже очень хорошего качества.
А как решаете проблемы с запчастями?
- По-разному. Ищем, завозим, находим альтернативы, пользуемся старыми запасами.
Давайте вернемся к другим проектам, которые планируется реализовать в Карелии в 2023 году. Что-то в этом плане наметили?
- У нас есть небольшое предприятие - ООО «Ладожское», где на ферме содержится 120 коров. Согласно утвержденному плану развития на 2023-2024 годы с вложением 102 млн рублей собственных средств, предприятие с будущего года должно больше чем в два раза увеличить поголовье, до 280 коров, и удвоить объемы производства молока.
В другом небольшом хозяйстве в поселке Янишполе, которое находится в собственности Олонецкого молочного комбината, производство молока в текущем году было увеличено на 70%. Есть планы по увеличению поголовья и производства молока.
Оба предприятия, как я уже сказал, небольшие по сравнению с государственными фермами, но тоже развиваются.
Хотелось бы узнать про ООО «Ладожское»: как сообщалось, там намечено построить мини-молокозавод, с возможностью проведения дегустаций. Расскажите об этом поподробнее.
- ООО «Ладожское» расположено в живописном месте, и его собственник планирует развивать экохозяйство через развитие туристического кластера. В бизнес-плане есть несколько разделов: капитальная реконструкция пустующего коровника, ремонт старого финского коровника под арт-объект, строительство мини-молокозавода с дегустационным и торговым залом, где можно будет приобрести премиальную линейку молочных продуктов. Они будут изготавливаться из сырья, которое не будет подвергаться нормализации по белку и жирности. То есть этот бизнес рассчитан на развитие туристического потенциала Карелии.
Такой опыт есть, например, в Ленинградской области работает предприятие «Молочная культура», производящая премиальную линейку молочных продуктов, которые сильно отличаются от того, что покупатели привыкли видеть на полках. Что-то подобное собственник ООО «Ладожское» хочет сделать и у нас в республике.
На своих страничках в соцсетях Вы популяризируете красоты Карелии, много интересного рассказываете о работе республиканской молочной отрасли. Это Ваша собственная инициатива?
- На личных страничках я выкладываю свои фотографии видов и пейзажей нашей природы. Это мое хобби и в какой- то мере я вношу свой вклад в популяризацию туристического потенциала Карелии. Есть также мои странички, которые я веду уже как министр сельского хозяйства и отражаю свою работу. Нас побуждают, чтобы мы информировали население, чем занимаемся.
Многие эксперты отмечают снижение покупательской активности, в том числе при обретении молочной продукции. Люди переходят на самые дешевые продукты. Какие тенденции в Карелии на этот счет?
- Тезис о снижении покупательской активности в Карелии подтвердить не могу, снижения у нас нет. И это я объясняю тем, что в республике растет туризм. Количество туристов, посещающих Карелию, постоянно увеличивается, что обеспечивает рост продаж, в том числе молочной продукции. Отдельно сегментировать долю потребления местными жителями и туристами я, к сожалению, не могу.
Назовите, пожалуйста, меры господдержки в 2022 году, которые, на Ваш взгляд, действительно эффективные и способны оказать положительное воздействие на молочной рынок Карелии, стимулировать его развитие?
- Исходя из своей практики министра, считаю, что самые эффективные меры поддержки связаны, во-первых, со стимулированием увеличения объемов производства, стимулированием приобретения новой техники через компенсацию ее стоимости. Во-вторых, стимулирование проведения всех видов работ по повышению почвенного плодородия. Я говорю о мелиорации, известковании и обо всем агрохимическом спектре.
На что стоило бы обратить внимание в государственной регуляторике в 2023 году для развития молочной отрасли?
- Я бы предложил федералам направить субсидирование в сторону стимулирования кормопроизводства и приобретения сельхозтехники и специализированного оборудования.
Как Вы оцениваете инвестиционную активность и инвестиционную привлекательность Карелии в производстве и переработки молока? Насколько сильно эта инвестиционная активность изменилась, учитывая, что отрасль столкнулась с целым рядом новых вызовов.
- Пока инвестиционная активность невысокая, потому что республика находится на Севере. Сам факт того, что у нас в приоритете – развитие государственного сектора по производству молока, но при этом у нас нет собственного крупного завода по переработке сырья – это уже ответ на вопрос.
У нас шесть муниципальных образований находятся в арктической зоне, отсюда следует, что наша инвестиционная привлекательность ниже, чем в южных широтах. У нас мало земли, она имеет мелкие контуры, нет ни одного поля с контуром, допустим, 100 га. Все это предполагает снижение производительности, ограничивает возможность использования высокопроизводительной техники, что, разумеется, сказывается на себестоимости конечной продукции.
В Карелии другая величина прожиточного минимума, другой размер оплаты и другое количество отпусков с учетом северных льгот, что закреплено федеральным законодательством, но не обеспечено федеральным бюджетом. Все это лежит на плечах бизнеса…
Какие проблемы наиболее актуальны для производителей молока, а какие - для переработчиков молока?
- Я уже говорил, что трудности с логистикой оборудования, комплектующих, ингредиентов, были проблемы с поставкой ветпрепаратов, сейчас вроде все наладилось.
Проблемы у производителей и переработчиков одни и те же.
Насколько с учетом потрясений этого года обострилась проблема с кадрами, особенно, если учесть, что кадровый вопрос в отечественном АПК и без того болезненный?
- Мы, действительно, на первом этапе мобилизации имели проблемы, потому что в первую очередь были востребованы мужчины с водительскими правами - трактористы, машинисты, комбайнеры, лесовозники. Особенно это коснулось их. Стараемся тесно общаться с военкоматами и как-то эту тему нивелировать, поскольку идет отток квалифицированного трудоспособного населения. И это всеобщая проблема.
Какие пути дальнейшего развития АПК в целом, молочной отрасли наметили на будущий год? Что в планах?
- Помимо того, о чем я уже сказал выше, мы приняли решение строить новые молочные комплексы на базе крупных государственных сельхозпредприятий «Мегрега» и «Ильинское», которые имеют статус племенных. Эти предприятия финансовоустойчивы, возьмут кредиты в банках, в том числе в «Сбербанке». Проект в «Ильинское» обойдет с в 2 млрд рублей, в «Мегрега» - более 1 млрд рублей.
Начать стройку в «Ильинское» планируем в 2023 году, речь идет о комплексе на 1500 голов коров (сейчас на предприятии содержится 2500 коров).
Для «Мегрега» приобретем один пустующий неработающий аграрный актив с частично разрушенными старыми типовыми коровниками на 200 голов, которые будем восстанавливать. Также планируем в 2023 году начать разработку проектно-сметной документации для строительства еще одного нового коровника на 800 голов.
Планы есть, другое дело, что они по времени переносятся, и все происходит не так быстро, как хотелось бы. Но это не значит, что планы отменяются, мы идем последовательно.
Плюс, в будущем году, мы хотим найти инвесторов для строительства завода по переработке молока мощностью не мене 250 тонн в сутки, о котором я тоже уже сказал.
В прошлом году Вы были назначены председателем технического комитета по стандартизации «Молоко и продукты переработки молока» (ТК 470). Что удалось сделать, что запланировано? Трудно ли совмещать такую нагрузку с работой в Минсельхозе республики?
- Кардинальных решений приято не было. Мы провели два заседания технического комитета, где в основном рассматривались проекты стандартов на методы измерений. Совмещать работу председателя технического комитета по стандартизации с работой в Минсельхозе республики, конечно, нелегко, тем более что при обсуждении в комитете всегда возникает много противоречий…
Ваши пожелания коллегам по отрасли в наступающем 2023 году.
- Быстро и оперативно адаптироваться к текущим условиям и реалиям, насколько это возможно, сохранять намеченные планы развития и конкурентоспособность своих предприятий.