Горячая тема
«Год был непростым»: что говорят представители молочной отрасли
Комментарий эксперта
Вадим Шаров, Эксперт молочного рынка:
Прогнозы — дело неблагодарное. Подводя итоги года, как человек, который должен связать производителей молока с переработчиками, могу сказать, что он был сложный для всех (запчасти, нарушение логистики и т.д.) — все уже все сказали. Но на мой взгляд, есть проблема, которая не связана с текущей ситуацией. Это проблема отсутствия партнерских отношений, как я ее называю, «между селом и городом».
Каждый решает исключительно свою проблему. Если молока много — снижаем цену закупки, если молока мало — все разворачивается в другую сторону. Волатильность высокая, никто не заглядывает даже на полгода вперед. Живем одним днем. Проблема завода — это его проблема: дали цену чуть выше — до свидания (даже договора не помогают) Разгоняем цену на сырье, поднимаем ее на полке, получаем падение продаж и так по кругу. В итоге постоянная конфликтность и ценовые качели.
Ладно, это просто крик души.
В 2023 году на фоне снижения покупательской способности, небольшого роста производства молока и высокой цены, я думаю, мы увидим такой тренд. К началу года переработчики начнут работать на склад. В феврале поймем, что с остатками и ценой на импорт, и начнется снижение цен на сырье. Если при этом складские остатки большие — можем получить проблемы с оплатами.
К июлю получим обвал цен. В конце сентября — резко пойдем по цене закупки сырья вверх. В итоге по году у производителей будет неплохая цена, а переработка летом получит передышку на решение своих проблем. Вся эта картина возможна только если не будет очередных катаклизмов, например, доллар по 120, очередная пандемия, Белорусское чудо, санкции или еще чего-нибудь.
Для переработчиков. Я думаю, правильно идти трехмесячным планированием. Договора подписывать на объем и цену с поставщиками на три месяца, а дальше смотреть.
Для производителей. Я бы попытался заключить годовой контракт со стабильной ценой.
Также может произойти переток покупателей в более дешевый сегмент рынка, в так называемую традиционную продукцию. Она дешевле, а значит, более доступна. Такие заводы могут увеличить объем.
Думаю, 2023 год будет очень волатильным. И еще раз хочу сказать, что прогнозы — дело неблагодарное. Это всего лишь один из сценариев.
А пожелать в 2023 году хочется сближения позиций села и города. Чтобы переработчики и производители научились слышать друг друга и на самом деле стали партнерами. .