Горячая тема
«Год был непростым»: что говорят представители молочной отрасли
Комментарий эксперта
Нурсиль Хусаенов, генеральный директор ООО «Юником»:
— Каким был этот год для вашей компании? Какие вызовы вы бы назвали ключевыми и как удалось с ними справиться?
Интересным. Благодаря тому, что у нас есть хорошая экспертиза, объем продаж увеличился более чем на 20% к сопоставимому периоду прошлого года. События 2022 года никак не повлияли на этот рост — начиная с января уже заключили более тысячи новых контрактов.
Любой кризис нужно воспринимать как условие роста — возможности для этого есть всегда. В пандемию все говорили о стагнации, а для нашей компании это было время прироста по многим показателям.
— Планируете ли в будущем году запускать новые продукты и выходить на новые рынки или будете опираться на внутренний рынок и проверенные решения?
На данный момент в торговой линейке компании более двух тысяч наименований.
У нас есть несколько приоритетных направлений. Одно из них — расширение рынка продаж. Планируем масштабировать географию присутствия как в России, так и за рубежом — будем продолжать наращивать экспортный и импортный потенциал.
Ближайшая перспектива — это выход на рынки Китая и Индии. Наши менеджеры активно ведут диалог с производителями пищевой продукции данных стран.
Кроме того, работаем над серьезным проектом, который планируем запустить через несколько лет. Это будет собственное производство — по предварительным прогнозам с мощностью переработки молока до 600 тонн в день. Также планируем производить продукт, аналогов которому нет на российском рынке. Делаю большие ставки на этот проект.
— Каковы ожидания от 2023 года? Что, на ваш взгляд, может обеспечить устойчивость отрасли и есть ли какие-то факторы, которые могут способствовать ее развитию?
Пищевая отрасль развивается в непростых условиях — с одной стороны, необходимо придерживаться качества, с другой — не терять в объемах и с третьей — сохранять адекватную ценовую политику при удорожании сырья. По моим прогнозам, показатели ключевых критериев эффективности нашего бизнеса в ближайшее время будут только увеличиваться.
— На фоне вызовов, с которыми столкнулась отрасль, какими качествами должны обладать современные компании (как поставщики, так и производители/переработчики молока), чтобы сохранить свое положение на рынке?
В условиях экономической нестабильности главным критерием успеха бизнеса на пищевом рынке является безупречное качество продукции. Думаю, большинство производителей продуктов питания сосредоточатся именно на повышении их ценности. Сейчас для этого есть все условия. Государство активно поддерживает пищевиков всевозможными льготами. В каждом регионе локально наращивается сырьевая база и инвестиционный потенциал производителей молочной продукции.
Не раз на форумах и выставках сельскохозяйственного направления поднимался вопрос о постоянном улучшении технологической части заводов-производителей за счет закупки современного эффективного оборудования и включения инновационных решений в производство. Думаю, текущая ситуация даст толчок развитию экономики отечественного пищевого рынка.
— Каковы ваши пожелания коллегам на будущий год? Или какой совет вы хотели бы им дать?
Самое главное быть мобильными, иметь возможность подстраиваться под здесь и сейчас. Покупательная способность в B2C и в B2B сегментах сильно снизилась, на мировой бирже — постоянные скачки. Чтобы бизнес в сфере продаж и производства пищевой продукции мог расти (на экономику страны это, конечно, тоже будет влиять положительно), нужно обеспечить рынок продуктами надлежащего качества. Без мощных каналов сбыта и поставок — как наш — большинству не обойтись. «Юником» в этом плане выступает не просто посредником, а гарантом качества продукции для одних и возможностей сбыта для других.