Горячая тема
«Год был непростым»: что говорят представители молочной отрасли
Комментарий эксперта
Наталия Добрынина, старший вице-президент ООО «Виола», маркетинг, разработка продукции и качество:
2022 год в очередной раз бросил всем нам серьезный вызов. Молочная отрасль подошла к декабрю в непростых условиях растущей себестоимости продукции, падающего спроса на фоне снижения доходов населения и многочисленных сложностей, вызванных геополитической ситуацией.
Для нашей компании год ознаменовался изменением структуры, сменой названия юридического лица, ребрендингом продукции, ранее выпускавшейся под брендами Valio и Oltermanni. В то же время с нами остался важнейший для нас бренд Viola, а также команда экспертов и знания, которые годами накапливались внутри компании. Сейчас помимо большого ассортимента плавленых сыров мы предлагаем потребителям широкую линейку свежих молочных продуктов, творожных и твердых сыров под брендом Viola, а также полутвердые сыры – теперь под брендом Laplandia.
Что касается планов по развитию, то мы с уверенностью смотрим в будущее, и у нас амбициозные планы по дальнейшему развитию на рынке России – как за счет разработок нашего R&D центра, расширения ассортиментного портфеля и выхода в новые категории, так и за счет развития существующих технологических возможностей, в частности, собственного завода в Московской области. Предприятие специализируется на производстве плавленых сыров, а также на нарезке и фасовке полутвердых желтых сыров. На протяжении последних лет мы регулярно инвестировали в расширение и модернизацию производства, вместе с тем здесь все еще остается серьезный потенциал для развития, поэтому мы планируем продолжить это делать и в дальнейшем.
Говоря о ситуации на рынке, стоит отметить, что рынок молочной продукции переживает сложные времена: стагнацию или падение демонстрируют практически все ключевые категории. Снижение спроса сопряжено с сокращением доходов населения и достаточно депрессивным потребительским настроением на фоне роста себестоимости продукции и, как следствие, полочных цен. Вместе с тем нельзя не отметить, что есть и растущие категории. В частности, по нашим данным, в 2022, несмотря на общее снижение доходов, продажи творожных сыров в крупнейших торговых сетях страны демонстрируют рост. Динамика продаж Viola подтверждает эту тенденцию: мы ожидаем, что по итогам 2022 года нам удастся увеличить объемы продаж в категории в натуральном выражении более чем на 40 % по сравнению с предыдущим годом. Интерес потребителей к творожным сырам обусловлен трендом на более здоровое питание, а также фактором цены – меньшая стоимость разовой покупки.
Мы ожидаем, что ситуация останется сложной и в 2023 году. Многие игроки справились с вызовами, связанными с наличием упаковки, запасных частей, усложнением логистики. Однако, высокие цены на сырье скорее всего будут осложнять работу и в следующем году, негативно влияя на темпы развития отрасли.
Мы с коллегами уже давно называем себя и всех сотрудников молочной отрасли профессиональными оптимистами – привыкнув работать на сложном рынке, мы всегда стремимся найти позитивную сторону происходящего.
В России есть высокотехнологичные производства, профессиональные кадры с богатыми опытом, а также достаточно качественного молока – более того, его количество растет год к году. Это на фоне снижения мировых объемов производства молока открывает российским производителям значительные возможности для экспорта.
В плане потребления также остаются перспективные категории в категории «выше среднего» – например, выдержанные сыры. Также пандемия и другие факторы все-таки возродили тренд на здоровый образ жизни, более внимательное отношение к питанию. Переключение между категориями – например, на творожные сыры с плавленых – это подтверждает. На наш взгляд, у молочных продуктов премиум-сегмента остается большой потенциал для развития именно в области здорового питания. Кроме того, в текущих обстоятельствах вынужденной экономии потребители ищут новые способы порадовать себя, которые могли бы заменить путешествия или дорогие покупки. И в этом плане вкусные продукты высокого качества – одно из самых простых решений. Именно трендом на получение удовольствия от еды и стремлением порадовать себя мы объясняем успех линейки наших сливочных йогуртов Laplandia с десертными вкусами.