DT 7
Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Комментарий эксперта

Дмитрий Мирончиков, независимый консультант молочного рынка
Дмитрий Мирончиков, независимый консультант молочного рынка:

Дмитрий Владимирович, подводя итоги уходящего года, по Вашим наблюдениям, что происходило на молочном рынке в секторе переработки, в сфере инвестиций, с ценами на сырое молоко и с потребительским спросом?

— Все, о чем вы спрашиваете, взаимосвязано. Если мы говорим об оборотах торговли, производстве и переработке, то год был достаточно типовой, но за одним исключением. В связи с прекращением поставок сливочного масла из Новой Зеландии и усложнения логистики из Южной Америки в России стали больше производить сливочного масла.

В России, к сожалению, продолжает снижаться потребительский спрос на молочную продукцию, практически по всем категориям, за исключением питьевого молока. Это связано не только с тем, что большое количество граждан уехало из страны. В последние годы отсутствует рост доходов населения. При этом на фоне снижения потребления производство молока-сырья продолжает расти, по данным Союзмолоко и Росстата, — более 3%. Однако такой дисбаланс не привел к снижению цен на сырое молоко. Весь 2022 год цены были достаточно стабильные, без резких повышений и снижений. В первую очередь, из-за резкого увеличения производства масла внутри страны.

Еще раз повторю, цены на молоко были стабильными и продолжают оставаться такими на данный момент.

Во втором квартале 2022 года речи об инвестициях не шло, однако уже в третьем и четвертом началось оживление. Руководство предприятий возвращается к задуманным проектам, но здесь возникает вопрос с поставками комплектующих. Это касается как производства молока, так и его переработки. Ограничительным фактором для всей молочной отрасли сейчас является не политическая ситуация, а именно проблема с поставками оборудования. При этом внутренний рынок работает, находит альтернативы. Но перестроение логистики, увеличение сроков поставок и непредсказуемость цен все усложняет и тормозит инвестиционные проекты.

Между тем говорить о том, что инвестиционное развитие отрасли прекратилось, нельзя. То есть непонимание, которое возникло во втором квартале, сменилось оживлением.

Как бы вы охарактеризовали уходящий год?

— Годом потрясений, так бы я его назвал. Но для молочной отрасли 2022 год был менее непредсказуемым, чем вторая половина 2014 года и весь 2015 год, например, когда после введения Россией продуктовых антисанкций с нашего рынка ушел весь европейский сыр. Тогда приходилось перестраивать вообще все, налаживать производство сыра. То время можно назвать возрождением отрасли сыроварения в РФ.

Сейчас все иначе. Производители и переработчики работают на внутренний рынок и на близлежащие страны Средней Азии, которые являются основными импортерами российской молочной продукции. Поэтому в 2022 году потрясения больше всего связаны с потрясением мышления: куда двигаться, каким будет курс, где брать ингредиенты?

В рамках «Молочных сессий» члены Союзмолоко и крупнейшие участники рынка подводили итоги года. Какие прогнозы коллег показались вам наиболее вероятными?

— Там прогнозов особо никто не давал, больше дискутировали. У каждого свое видение цен на молоко: переработчики хотят меньшую цену, производители – большую. Это всегда так. Лично я не вижу никаких предпосылок для роста цен на сырое молоко в следующем году, но и поводов для снижения не вижу. Должна быть в целом определенная стабильность, как минимум первые три квартала.

В рамках сессий озвучивались и риски будущего года, связанные с дефицитом запчастей, оборудования, ингредиентов. Да, эти риски остаются, потому что у нас есть зависимость от западных технологий, оборудования. Особенно это касается производителей молока. И я разделяю их опасения, что 2023 год будет для них непростой. Это касается ветпрепаратов, оборудования для доения, сельхозтехники и т.д.

Как участники рынка планируют бороться со стагнацией спроса? Видят ли какие-то драйверы развития молочного рынка?

— Об этом говорить сложно, поскольку со стагнацией спроса можно бороться только двумя путями. Первый вариант – увеличивать доходы населения, чтобы люди больше потребляли. Но это функция государства. Второй вариант – снижение цен для стимулирования спроса, что в текущей ситуации маловероятно. У производителей и переработчиков нет большой маржи, чтобы снижать цены.

Поэтому никаких изменений со стагнацией спроса я не вижу и их не ожидаю.

На Ваш взгляд, стоит ли ожидать реального ухода Данон из России или холдинг будет пытаться удержать рынок?

— Я думаю, что прямого ухода, с закрытием заводов, не будет. Я в этом абсолютно уверен. Конечно, вряд ли Данон будет работать в том формате, как сейчас. Скорее всего, изменятся бренды, например, как «Вкусно и точка». Передана компания будет российскому менеджменту, или ее активы будут проданы какому-то новому собственнику — это уже вопрос второй.

Такую историю мы уже видели в этом году на примере Coca‑Cola и Pepsi-Cola: теперь их продукты называются по-другому, но также производятся здесь, на тех же заводах, по тем же технологиям.

Поэтому, история с Данон – это вялотекущий процесс и в следующем году он, возможно, не закончится. И предприятия продолжат работать в том же режиме. Здесь есть еще важный вопрос цены актива. И я не думаю, что будет много желающих эти активы купить.

Для российских потребителей это просто риск ухода международных брендов и не более того.

Ваши пожелания коллегам в 2023 году.

— Мои пожелания – в первую очередь, заботиться о близких. Также сохранять «трезвую голову», потому что все проблемы, которые происходят в отрасли, не сопоставимы с глобальными проблемами. Не теряйте оптимизма и не впадайте в уныние!



Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
24.10.2025
The DairyNews.ru обратился к экспертам молочной отрасли, чтобы понять, нужны ли производителям молока, племенным хозяйствам, переработчикам, лабораториям, агровузам существующие ныне стандарты. Участники рынка также высказали свое мнение по поводу того, кто эти стандарты должен создавать – государство или профессиональные сообщества в лице саморегулируемых организаций (СРО). Насколько все эти вопросы актуальны для секторов отрасли, читайте в материале издания.
Читать полностью