Горячая тема
«Год был непростым»: что говорят представители молочной отрасли
Комментарий эксперта
Артем Березуцкий, коммерческий директор TDNT Engineering:
— Каким был этот год для вашей компании? Какие вызовы вы бы назвали ключевыми и как удалось с ними справиться?
Вызовы, с которыми мы столкнулись, нет смысла перечислять, все кто работает в отрасли их и так прекрасно понимает: санкции, разрыв цепочки поставок и пр. На этом фоне я бы сказал, что этот год показал, как быстро надо учиться трансформироваться с учетом изменяющейся рыночной ситуации, быть гибкими и искать везде новые возможности. Новые поставщики, новые каналы поставок и новые ниши для нашей работы. Поэтому, я бы охарактеризовал этот год для нашей компании как динамичный.
— Были ли, несмотря на это, какие-то позитивные изменения?
Безусловно, всегда есть позитивные моменты, прежде всего мы наш стратегический вектор на развитие собственного производства компонентов, запасных частей и трубчатых теплообменников. Плюс мы расширили ассортимент предлагаемого оборудования и комплексных решений, прежде всего за счет категории «белых сыров»
— Планируете ли в будущем году запускать новые продукты и выходить на новые рынки или будете опираться на внутренний рынок и проверенные решения?
Обязательно. Прежде всего мы планируем активно выводить на международный рынок наши решения для продуктов длительного хранения: установки ультрапастеризации на базе теплообменников нашего производства (для молочных, ферментированных и растительных напитков). Мы активно изучаем рынок ближнего востока и СНГ. В наших планах обязательное участие в следующем году на международных выставках.
— Каковы ожидания от 2023 года? Что, на ваш взгляд, может обеспечить устойчивость отрасли и есть ли какие-то факторы, которые могут способствовать ее развитию?
У нас как у инжиниринговой компании ожидания на 2023 г. достаточно высокие. Пищевая индустрия была и будет всегда существовать. Люди должны есть всегда. Плюс, мы видим реальные возможности в том, что в ряде сегментов рынка в связи с тем, что его покинули иностранные компании, ослабилось конкурентное давление. А еще пройдет время, и наши потенциальные заказчики поймут, что те иностранные компании, которые якобы остались после переименования (передачи локальному менеджменту) и эти новые юр. лица используют до сих пор флаг тех мировых брендов, это всего лишь их «бледные тени». Аналогичная ситуация у наших Заказчиков, сейчас, когда мировые компании, у которых была большая доля рынка не ведут активной работы: ни в маркетинге, ни в CAPEX инвестициях. Самое время перераспределить доли рынка, сейчас время крупных региональных игроков стать еще больше, пойти на вторую консолидацию рынка.
— Насколько могут измениться предпочтения потребителей? Какие продукты будут наиболее популярны в грядущем году?
Анализирую запросы наших Заказчиков мы видим ряд направлений, которые имеют серьезные рыночные перспективы:
-
ультрапастеризованные сливки (рост продаж как в XoReCa, так и длядомашнего кулинарного потребления)
-
различные варианты белых сыров, творожных и «крем сыров», в просторечии называемых «намазками»
-
ферментированные продукты длительного срока хранения (асептический кефирный напиток)
-
альтернативные молочные продукты (т.н. «немолоко» и их вариации), будут расти, особенно если производители создадут бренд в ценовом сегменте «средний минус».
— На фоне вызовов, с которыми столкнулась отрасль, какими качествами должны обладать современные компании (как поставщики, так и производители/переработчики молока), чтобы сохранить свое положение на рынке?
Прежде всего мобильность, гибкость. Чувствовать тренды, их изменения: «держать нос по ветру». Сейчас очень много зависит от скорости принятия решения.
Второй важный аспект: ставить перед собой амбициозные цели и идти к ним. Без четких целей нет стратегии, а без стратегии, нет тактики, а тогда нет правильных действий.
— Каковы ваши пожелания коллегам на будущий год? Или какой совет вы хотели бы им дать?
Свое пожелание коллегам я хотел бы начать с притчи о двух торговых представителях из 60-х годов, которых отправили в Африку продавать туфли. Один приехал в полном пессимизме и говорит о том, что все ходят босые, никому обувь не нужна. А второй вернулся в полном оптимизме, они все босые, это значит у нас огромный рынок, который надо сформировать. Поэтому хочу пожелать прежде всего с оптимизмом смотреть в будущее, искать всегда новые возможности и уметь быстро принимать правильные решения.