Горячая тема
«Год был непростым»: что говорят представители молочной отрасли
Комментарий эксперта
Аркадий Злочевский, глава Российского зернового союза:
– Уходящий год характеризуется резким ухудшением экономики производства сельхозпродукции в целом, а также производства зерна в частности. Причина понятна и проста - резкий рост издержек и существенное падение цен на сельхозпродукцию.
При этом экспорт зерна в начале текущего сезона был слабым, затем подтянулся. Думаю, что в этом сезоне отрасль покажет рекордные показатели по объемам производства и экспорту. Однако это совершенно не улучшит экономику сегмента.
В какой-то степени исправить ситуацию могло бы изменение конъюнктуры на мировых рынках, например, резкое сокращение мировых запасов пшеницы, что могло бы повлечь повышение цен на нее (но это маловероятно). Но и такая гипотетическая ситуация смогла бы лишь частично компенсировать потери, которые сейчас несут сельхозпроизводители. Поскольку фундаментом всех негативных процессов, которые идут в АПК и, в том числе, в растениеводстве, является наша собственная регуляторика отрасли внутри страны. Именно они и стали причиной ухудшения ситуации в отрасли, а внешние обстоятельства, то есть ситуация на мировом рынке, лишь усугубили положение.
Речь идет о том, что регулятор (государство) по сути влезает в карман сельхозпроизводителю, потому что полагает, что у него очень высокая рентабельность – что не соответствует действительности. На одном из последних совещаний представители Минфина заявили, что рентабельность в производстве зерна составляет более 10%, но это данные 2021 года, а у нас уже заканчивается 2022 год, ситуация изменилась.
За год из отрасли вынуто около 380 млрд рублей, и все это – потери производителей зерна. Эти средства были изъяты из отрасли с помощью пошлин, квот, а также дисконта на мировом рынке, с которым торгуется наша пшеница. Сейчас дисконт на нее составляет около 30 долларов за тонну, на пике дисконт достигал и почти 80 долларов за тонну. Все это оплачено из крестьянского кармана.
Если говорить о перспективах отрасли, то они очевидны с учетом всего того, что я уже перечислил. Пока все выглядит не слишком оптимистично. Уход с рынка сельхозпроизводителей мы уже видим. Так, всего за последние пять лет число фермеров сократилось более чем на треть; они попросту обанкротились. Это значит, что с экономикой сельхозпроизводства что-то явно не так.
Причем в сегменте производства пшеницы уходов с рынка и банкротств пока нет; производство растет. Что и приводит регулятора к мысли о том, что в отрасли все хорошо. А ожидаемый рекордный урожай только усиливает иллюзию того, что в отрасли все прекрасно.
Что можно было бы изменить? Я считаю, что нужно пересмотреть меры поддержки разных секторов АПК. Так, в текущем году поддержка АПК со стороны государства составит около 500 млрд рублей. Из них 300 млрд рублей – это средства из бюджета, а 200 млрд рублей – это дополнительные доходы, полученные от пошлин на экспорт зерна. То есть это и есть средства, вынутые у крестьянина. Считается, что эти средства будут возвращены производителям. Они возвращаются, но вовсе не в те карманы. То есть поддержка поступает смежникам – животноводам, переработчикам. Например, в этом году планируется поддержать хлебопекарную отрасль. В то же время непосредственно производители зерна получают лишь крохи из обещанных к возврату средств. Перераспределение денег, полученных от уплаты пошлин, в пользу тех, кто их уплатил, могло бы частично компенсировать потери в отрасли.