Горячая тема
«Год был непростым»: что говорят представители молочной отрасли
Комментарий эксперта
Андрей Дахнович, Председатель совета директоров Еланского и Семикаракорского сыродельных комбинатов:
Андрей Александрович, каким был этот год для ГК «Фудлэнд» этот год?
— Год был одновременно и сложным, и насыщенным событиями: слишком много было потрясений и работы в режиме решения сверхзадач. Безусловно, такой режим сильно выматывает.
Какие проекты планировалось реализовать в этом году? Не помешали ли санкционные ограничения и проблемы с поставками оборудования?
— Основной проект, который наша компания реализовывала в 2022–2023 гг., — это крупный завод по глубокой переработке как собственной, так и покупной сыворотки. Мы запустили его во второй половине осени этого года. Завод построен на территории Еланского сыродельного комбината. Поставка и монтаж оборудования шли в обычном режиме, с небольшими задержками. Все оборудование пересекло границу без дополнительных сложностей, т.к. было законтрактовано заранее. Реализация подобного проекта сегодня имела бы принципиально другую сложность.
Как вообще в течение года менялась рентабельность производства сухих молочных продуктов? Насколько выгодно сейчас заниматься сушкой?
— В сыроделии имеет смысл говорить об общей рентабельности переработки молока, когда на входе предприятие имеет купленное молоко, на выходе же — сыр, продукцию, произведенную из сливок и сыворотки. С этой точки зрения сушка сыворотки или компонентов сыворотки — процесс, неотделимый от сыроделия и генерации прибыли, — зависит от суммарной стоимости продажи всех произведенных продуктов.
Если говорить о цене продажи сухой сыворотки, то она снизилась минимум на треть за прошедший год. Эффективность предприятий, которые занимаются сушкой цельного или обезжиренного молока, в IV квартале, полагаю, отрицательная.
В этом году «Фудлэнд» вывел на рынок сразу несколько новинок, в том числе несколько сыров премиум-сегмента. Почему было принято решение развивать именно этот сегмент?
— Мы со дня приобретения в 2006 году Еланского комбината работаем над ассортиментной линейкой. В настоящий момент владеем и управляем двумя комбинатами: Еланским и Семикаракорским, каждый из них имеет свою специализацию.
За время работы мы многому научились, в том числе умеем производить сыры, которые относятся к более элитным категориям из-за сложности и обилия нюансов технологического процесса. Конечно, подобная продукция вправе претендовать на премиум-сегмент рынка. Этот сегмент сам по себе традиционно имеет более высокую доходность, и мы рассчитываем на ее получение.
Насколько, если проанализировать баланс спроса и предложения, перенасыщен рынок сыров сейчас? Какие стратегии могут помочь производителям не потерять покупателей?
— Рынок перенасыщен, спрос отстает от предложения. Мы, видя обостряющуюся конкуренцию, полагаем, что 2023 год для отечественных сыроделов будет очень и очень тяжелым. Завоевать доверие и лояльность покупателей можно двумя путями:
-
Ценой — этот пункт связан с отсутствием доходности для сыродела.
-
Стабильным качеством, широким ассортиментом выпускаемой продукции и узнаваемостью на полке.
Второй путь нам ближе, но он, по понятным причинам, очень сложный.
Какие изменения ожидают рынок сыров в 2023 году? Насколько сильно текущая ситуация отражается, например, на средних и небольших производствах? И насколько отличается картина, если говорить о крупных холдингах?
— Перепроизводство болезненно как для крупных производителей, так и для мелких. Если мелкие заводы не смогли найти свою индивидуальную нишу на рынке, а пытаются выпускать белковые сыры и при этом конкурируют с крупными, то им вдвойне-втройне сложно. Если они находятся в дорогой сырьевой зоне, то сложнее на порядок.
Российский рынок сыров интересен не только местным игрокам, но и коллегам из Беларуси. На Ваш взгляд, изменится ли баланс сил на российском рынке в следующем году или любые колебания в рамках общей емкости рынка будут незначительными?
— Безусловно то, что отечественные сыродельные предприятия конкурируют с коллегами из Беларуси. Предсказать, как будут перераспределяться доли рынка сыра в РФ не готов: слишком большое количество неизвестных, влияющих на итог. Ситуация будет зависеть от объема производства молока в РФ и Беларуси, объема экспорта сухого молока из Беларуси в дальнее зарубежье, от соотношения индикативных цен на сыр в РБ и себестоимости производства сыра в РФ и т.д.
Как цены на молоко в этом году повлияли на сектор переработки? Были ли сюрпризы, когда прогнозы по изменению цен на сырье не оправдывались?
— По ценообразованию на молоко этот год не таил в себе больших сюрпризов. Цены на сырье выросли в конце прошлого года и держались почти весь год. Несколько озадачил IV квартал ростом цены на 3-5%. Если говорить о доходности работы молочных предприятий, то первое полугодие было для большинства вполне доходным, а второе — низкодоходным, конец года для многих был очень тяжелым.
Чего стоит ожидать в следующем году, если говорить о стоимости сырого молока и конкуренции за него переработчиков? Будут ли последние стремиться сохранять поставщиков и не может ли возникнуть ситуация, при которой, напротив, производителям молока придется уступить?
— Нам видится, что если на рынке не будет потрясений, то существующие тенденции — рост производства молока, слабая покупательная способность населения, фактически отсутствующий экспорт молочной продукции в дальнее зарубежье, — приведут к снижению закупочной стоимости молока.
Отмечали ли Вы изменения в работе с ритейлом на протяжении года? Готовы ли сети, с учетом ситуации, делать какие-то послабления для переработчиков?
— Сети тонко чувствуют рыночную ситуацию. Когда в марте на рынке преобладали спекулятивно-панические настроения, ритейл легко шел на подъем закупочных цен и смягчение условий оплаты. Сейчас ситуация другая, товара в избытке. Сети снова будут придерживаться консервативно-агрессивной политики.
Как оцениваете привлекательность работы с СТМ? Будет ли снижение покупательной возможности потребителей стимулировать переработчиков все больше сотрудничать в рамках собственных торговых марок и расширять бюджетные линейки продукции?
— Стоит рассматривать увеличение доли СТМ в ритейле как неизбежную данность. В первую очередь, это еще один рычаг давления на поставщика. Основной вопрос заключается в том, как ритейлер относится к СТМ. Если СТМ — это знак качества для сети — это одна философия, если это возможность иметь большую маржинальность на категории — другая, если это механизм привлечения клиентов за счет глубокого демпинга — это третья. Каждая из них будет либо позитивно влиять на рынок, либо негативно.
Единственное, что хочется отметить, — и это, на наш взгляд, принципиальное значение, — рынок должен быть развитым. И основные критерии этого рынка таковы.
Основной пункт — наибольший из возможных объем потребления молочной продукции. Ему соответствуют:
-
высокое и стабильное качество продукции, представленной в ритейле;
-
широкий ассортимент и возможность выбора, то есть представленность как в рамках категории, так и в рамках различных брендов;
-
жесткая и честная конкуренция в производстве молока, в его переработке и в продаже готовой продукции, заставляющая всех участников рынка минимизировать издержки и резать сверхдоходы.
Что скажете о рынке сырных продуктов, каковы его перспективы? И так ли повлияли реалии этого года на этот сегмент?
— Рынок сырных продуктов как был, так и есть. Вырос ли он или нет — сказать сложно, проще опереться на статистику по окончании года. По такой логике вещей, при прочих равных он должен несколько вырасти благодаря более дешевой стоимости сырных продуктов относительно сыров.
Есть ли какие-то пожелания коллегам в преддверии Нового года?
— Мира желаю. Это самое насущное на сегодня.