Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Комментарий эксперта

Сергей Новиков, Директор по развитию и продажам завода «Ламбумиз»
Сергей Новиков, Директор по развитию и продажам завода «Ламбумиз»:

DN: Расскажите, каким был для компании «Ламбумиз» этот год? Что изменилось в работе компании, во взаимодействии с поставщиками, с молочной отраслью?

— Мы одни из немногих, для кого эта ситуация в стране, начиная с февраля, послужила сильным толчком к дальнейшему развитию. Есть и увеличение оборотопроизводства, и расширение охвата выпускаемых типов упаковки.

Почему это получилось… Во-первых, мы самые первые вписались в «Честный знак» и на момент, когда другие производители только начали планировать его нанесение для клиентов, мы уже наносили коды без потери скорости на производстве, причем с нанесением высокого качества (класс А). Закончили тестирование, установили оборудование на печатных линиях, и Pure-Pak у нас шел с нанесенным «Честным знаком». В итоге мы оказались на полгода впереди всех остальных.

Мы начали работу с самим «Честным знаком», соответственно, обкатали раньше всех разные виды оборудования, привели его к единой скорости, чтобы не было потерь, чтобы удавалось получать самое высокое качество. Была проведена громадная полугодичная работа. Когда мы вышли на финиш, остальные производители упаковки только стояли на старте.

Конечно, благодаря этому пошел грандиозный приток клиентов. Нам пришлось сильно расширять возможности производства.

Вторым стимулом явилась ситуация в начале года, когда на рынке с полностью законченным циклом производства упаковки оказалась только наша компания. То есть доступ к зарубежным картонам и полиэтиленам автоматически закрылся. У нас же — пятидесятилетний опыт использования российской картонной основы и полиэтилена! Даже европейские краски мы к тому времени постепенно вывели, заменив их турецкими, индийскими и другими.

То есть ко всей этой ситуации мы подошли практически во всеоружии, единственное – мы не ожидали, что рынок «оголится» настолько. Любую печатную машину изготавливают год с момента оплаты, а любой ламинатор — полтора года. Поэтому нам пришлось находить технологические решения, чтобы увеличить производительность завода хотя бы на 50%.

Этот вопрос мы также смогли решить, мы нарастили объемы производства до 80 млн единиц упаковки (с 40 млн). Конечно, весь рынок мы не закрыли, но у нас был большой карт-бланш: мы единственные в стране имеем специальный ламинатор, который используется для производства Pure-Pak и вообще молочной упаковки. Другие производители на своих ламинаторах пытались что-то сделать, но есть технология, и если ее не соблюдать, то упаковка будет некачественной.

Соответственно, мы стали передавать излишки картона другим производителям упаковки, таким образом нивелировав ее дефицит. В первые три месяца работа была вообще как на войне. Круглосуточно, семь дней в неделю и даже без остановок на ППР. Но постепенно все стабилизировали, перешли на все виды Pure-Pak, используемого в стране. Тем не менее, сейчас мы заказали оборудование, чтобы еще удвоить производство, примерно на 150 млн единиц упаковки, чтобы закрыть все потребности рынка.

Конечно, сейчас на российский рынок упаковки частично зашел Китай, но там тоже много вопросов, поскольку Pure-Pak – это упаковка, не используемая в Китае, поэтому получается много брака, нареканий на картон. Китай всю жизнь работал на асептической упаковке. Скоропорт – не их продукт. Поэтому временно Китай закрывает дефицит упаковки в РФ, но, я думаю, вскоре мы полностью запустим все мощности, и тогда отойдет необходимость в импортной упаковке.

Плюс, посовещавшись с представителями правительства, мы вписались в тему с SIG Combibloc, поскольку этот вид упаковки вообще ушел с российского рынка, как говорится, без предупреждения. Также начинаем производить Tetra Top, буквально после Нового года. От этого вида упаковки отказались все, оборудование дорогостоящее.

Учитывая все это, могу сказать, что такого развития «Ламбумиз» не видел со времен конца девяностых.

DN: А если говорить о необходимости расширять производство и наращивать объемы, вам же наверняка пришлось дооснащать предприятия?

— Да, очень серьезно.

DN: Не было ли проблем с поставками оборудования?

— Сначала трудности были. Но у нас сильный сервисный центр, благодаря которому мы просто нашли полные аналоги необходимого – в Китае, Тайване, Вьетнаме, Индии, Турции. Они делают оборудование ничуть не хуже, чем европейцы. Мы нашли замену и смогли выстроить все в единую линию. Получилось даже дешевле и не хуже технологически.

Понятно, что они, может быть, не прослужат столько, сколько европейские, но выбираем из того, что есть. К тому же, иногда, когда требуется смена формата или что-нибудь подобное, азиатское оборудование даже опережает классические схемы. Поэтому тут мы даже немного выиграли.

DN: Какие виды упаковки в этом году были наиболее востребованы?

— Самый популярный – самый простой пакет, без отверстия, с минимальной запечаткой и обязательно с замками, с удлиненным сроком хранения продукции – от 14 дней и выше. Замки изолируют торец картона от проникновения продукта. Поэтому был популярен простой пакет, никто уже не требовал какой-то особый пантон, даже пробку люди «отключали», чтобы остаться на полке.

Однако это было на протяжении квартала-полутора. Когда мы нарастили мощности, и эти ограничения стали уходит сами собой.

DN: Получается, что сейчас переработчики постепенно возвращаются к тому виду упаковки, к которому привыкли потребители?

— Да. Например, можно посмотреть на полке «ЭкоНиву», она вернулась к привычной упаковке, большому отверстию, «улыбке». Даже недорогие сетевые бренды опять возвращаются к пробке и полноцветной печати.

Хотя до сих пор еще «обезличка» пользуется популярностью. Думаю, все видели на полке изобретение «Ламбумиз», когда надо было нарастить объемы, но печатных мощностей не хватало – так называемый обезличенный Pure-Pak под этикетку. Так вот, многие не отказываются от этого варианта, хотя мы решили проблемы с технологической очередностью, потому что такая обезличенная упаковка возымела маркетинговый эффект. В итоге многие решили остаться на «обезличке», потому что такой пакет, особенно крафтовый, на полке смотрится очень оригинально, они очень востребованы. Само собой получилось, что такой пакет стал модным. Он воспринимается как крафтовый, экологически чистый, без лишней краски.

DN: Учитывая, что у вас выросло количество заказов, насколько сильно изменились сроки их выполнения?

— Сначала, если стандартные сроки у нас были 14 дней, то, конечно, начали их увеличивать: 21 день, 30 дней, 45 дней и даже 50. То есть выстраивалась достаточно приличная очередь, но это было на протяжении квартала-двух. Потом, по мере экстренных закупок и поступления техники, эта очередь таяла на глазах. Мы насыщали и насыщали некоторые заводы, боящиеся, что останутся без упаковки. Некоторые думали, что раз они зачехлили Pure-Pak, ушли в пленку, в пробку и ПЭТ-бутылку, ничего страшного в этом не будет. Но в итоге начали терять полку в магазинах и сетях. Не говоря о том, что если вы идете в Pure-Pak, то не так-то просто сменить его на пленку или бутылку. Это даже технологически не то, что сложно, но в некоторых случаях даже невозможно!

В итоге все опять вернулось на круги своя, и я думаю, что в первом квартале 2023 года этот рынок вообще стабилизируется на 95%.

DN: А если говорить о настроениях у переработчиков, насколько они готовы сейчас выводить на рынок новые продукты? Пришла ли в себя молочная отрасль для этого?

— Да. Сначала это, конечно, было все приостановлено. Это было видно до августа, поскольку мы со многими заводами данную работу начинали, но она была приостановлена. Но сейчас все вернулось, заводы вновь разрабатывают новые продукты. Как только все стабилизировалось, работа сразу возобновилась.

DN: Вы говорили, что компания обеспечена сырьем для производства упаковки, поскольку вы сотрудничаете с российскими производителями. Какая часть сырья все-таки остается импортной?

— Сейчас у нас импортозамещение — порядка 99%. По ламинации, полиэтиленам и полимерам мы уже нашли замену, может, по присадкам остались какие-то вопросы, но минимальные, потому что это концентраты, по которым и в России запасы — лет на десять. К тому же, их возят параллельным импортом.

Все остальное полностью российское, и здесь мы тоже получили карт-бланш, потому что многие конкуренты пытались запуститься на нашем российском картоне, а он отличается от импортного достаточно сильно. А продукт из него нужно получить с теми же характеристиками, какие были при работе с дорогим импортным картоном. Здесь целая наука, и мы в ней уже 50 лет, у нас рука уже набита хорошо, а вот у остальных пока не получается.

DN: Еще в этом году у некоторых производителей упаковки были проблемы с клеевыми основами, и на полке это было довольно заметно. Как у вас ситуация с этим моментом?

— Это касалось тех, кто занимается асептикой, это клеевые материалы для работы с фольгированным слоем. Мы же производим упаковку для скоропортящейся продукции, а там эта химия не используется. Второе наше производство — гибкая упаковка, кашированная фольга, для масложировой продукции, — тоже давно переключилось на российского производителя, причем еще в том году. Так что и к этому вопросу мы были готовы. Исключение – какой-нибудь двухкомпонентный клей, но, опять же, его при помощи параллельного импорта везут столько, что проблем нет. Тем более, благодаря падению курса доллара.

Те, кто не сидел в зоне комфорта и искал пути для развития, нашли их. Надо работать, искать и развивать собственные технологии. То же самое было и с Тетра Паком: «мозг» был в Швеции, а здесь только исполнители. Когда начались санкции, нужно было самим включаться в работу, а компетенций нет. Вот им и пришлось начинать все заново. Но я думаю, что и они постепенно выйдут на нужные объемы производства. Мы им помогаем, другие тоже – сейчас жесткой конкуренции между собой у нас нет. Наоборот, стараемся друг другу помогать, чтобы рынок был насыщен упаковкой, чтобы молоко не уходило с полки.

Лично я, если ко мне обращаются производители так называемого НЕмолока, я им отказываю, говорю, что мы не будем делать для них упаковку. Мы делаем упаковку для МОЛОКА.

DN: Сергей, что пожелаете коллегам из молочной отрасли и производителям упаковки накануне Нового года?

— Только одно – мобилизоваться. И ни в коем случае не дать рынку провалиться. Работать, работать и работать. На благо нашего молочного братства, чтобы молока на полках только прибавлялось!



Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
28.12.2024
Накануне Нового года The DairyNews.ru собрал комментарии экспертов молочной отрасли, чтобы узнать профессиональное мнение о том, как производители и переработчики молока пережили очередной непростой год. Участники рынка расставили акценты на главных событиях, поделились успехами и достижениями, прогнозами на будущий год, отметили ведущие тренды и тенденции, по которым будет развиваться молочная отрасль России.
Читать полностью