Горячая тема
«Это некая диверсия, направленная на снижение продовольственной безопасности страны». Что участники рынка говорят о предложении признать коровники объектами чрезвычайно высокого риска.
Комментарий эксперта
Сергей Блюма, генеральный директор «Агромилк»:
— Несомненно, нововведение отразится на отрасли, в частности на производителях молока, только дополнительными затратами и дополнительными сложностями для ведения бизнеса, поскольку в случае отнесения животноводческой фермы к высокой зоне риска последуют проверки, которые потребуют отвлечения персонала и, вероятно, к наложению санкций, ведь как говорит народная мудрость: «Кто ищет, тот всегда найдет!».
Повышение категории риска всем сельхозпредприятиям для борьбы с опасными болезнями, о чем говорится в проекте постановления правительства РФ, на мой взгляд, скорее приведет к мнимым плюсам, ведь пока есть мораторий, мы не видим значимых ухудшений. И так есть перечень особо опасных заболеваний, по которым ветеринарная служба регулярно проводит системный мониторинг.
Я бы хотел обратить внимание на другую проблему, более важную, как я думаю. Речь идет о страховании сельхозживотных, что, по моему мнению и мнению других участников отрасли, совершенно не работает, хотя мы видим, что деньги на страхование из бюджета выделяются немалые. Возможно, государству лучше было бы пойти следующим путем. Да, можно градировать предприятия по рискам, но вместо надзорных проверок, обязать страховать животных, и чем выше риск, тем выше страховая премия. А чтобы предприятия были заинтересованы, субсидировать эти суммы, а заодно сделать более понятной саму методику выплат по страховым случаям, чтобы животноводы были заинтересованы в открытости и страховании. Я и мои коллеги хотели бы иметь от государства в этом плане поддержку, да и страховые организации, думаю, нас поддержали бы.
А пока мы видим тренд на нарастающее давление со стороны государства. И самое грустное, что сейчас молочная отрасль, и так очень тяжело дышит: в разы снизилась доходность и как следствие инвестиционная активность, что, разумеется, негативно отразится на модернизации и цифровизации ферм. В данной ситуации создавать отрасли дополнительные проблемы даже с философской точки зрения неправильно. Наоборот, стоило бы подумать, как помочь молочному животноводству поднять маржинальность, которая в сельском хозяйстве, включая растениеводство, упала.