Горячая тема
«Дефицита не ожидаем. Но важно, чтобы не ушли другие». Что говорят участники рынка об уходе из России компании Chr. Hansen
Комментарий эксперта
Юрий Власенко, управляющий партнер стратегического бюро «Лучшие практики»:
– Конечно, уход такого важного стратегического игрока, как Chr. Hansen, повлияет на рынок, но все же не фатально. Все-таки весь объем заквасок и другой выпадающей продукции можно будет заменить на других поставщиков. На рынке представлена продукция не только европейских компаний. Однако проблема в том, как долго будет идти замена поставщиков. И смогут ли оставшиеся производители давать необходимый российским компаниям объем продукции, ведь мощности у них ограничены.
Кроме того, когда число поставщиков сократится, это даст им больше возможности диктовать свои условия при формировании цен на свою продукцию.
Другая проблема заключается в том, что Chr. Hansen был законодателем мод на рынке заквасок, компания поставляла в Россию свои новейшие разработки. А сейчас это прекратится. То есть, по сути, Chr. Hansen уводит из России мозги и ноу-хау. Примерно так, как это сделала Danone.
Не думаю, что уход компании заметно скажется на ценах на конечную продукцию, поскольку доля заквасок в себестоимости молочной продукции занимает всего несколько процентов.
При этом возможно некоторое снижение качества молочной продукции на ряде предприятий. Поскольку специалистам нужно будет перестраиваться на работу с другими заквасками, то для этого потребуется время.