DT 7
Dairy Stream
до трансляции
онлайн

Комментарий эксперта

Владимир Михайлов, генеральный директор ООО «УК «Агрохолдинг Белозорие», Архангельская область
Владимир Михайлов, генеральный директор ООО «УК «Агрохолдинг Белозорие», Архангельская область:
– Снижение цен на сырое молоко наблюдается по всей стране. В зависимости от региона падение составляет от 3–5 рублей. Однако говорить об обвале пока рано. Это скорее рыночная коррекция, вызванная снижением потребления и накоплением запасов у переработчиков.

Назову основные причины снижения цен на сырье. Во-первых, снижение спроса на готовую продукцию. В январе 2025 года продажи молочных продуктов уже упали на 4% к уровню IV квартала 2024 года. В марте, по данным кассовых чеков, снижение составило 5–6% по базовым категориям (молоко, сметана, творог).

Во-вторых, рост цен на готовую продукцию. Удорожание сырья привело к росту розничных цен, что снизило покупательскую способность населения.

В-третьих, сезонные факторы. В период постов традиционно сокращается потребление молочных продуктов.

В-четвертых, рост производства товарного молока. В январе-феврале 2025 года производство увеличилось на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что усилило давление на рынок.
В-пятых, изменение баланса спроса и предложения. В 2024 году спрос превышал предложение, но сейчас ситуация изменилась, что привело к коррекции цен.

Можно ли сравнить то, что происходит сейчас с ценами на сырое молоко с 2023 годом? Хотя снижение цен напоминает 2023 год, когда падение составило в среднем 25%, нынешняя ситуация имеет другие причины. В 2023 году ключевыми факторами были закрытие европейских рынков для экспорта и накопление излишков на складах. В 2025 году основной фактор – снижение внутреннего спроса.
В 2023 году также происходило резкое сокращение поголовья скота, что повлияло на рынок. В 2025 году снижение тоже есть (-3% к марту 2024 года, или 95 тыс. голов, по данным Союзмолоко), но компенсируется ростом продуктивности.

На мой взгляд, нынешняя ситуация с ценами на молоко-сырье сложная, но не критическая. Их восстановление будет зависеть именно от общей экономической ситуации и уровня доходов населения.
Сейчас потребителям нужно время, чтобы адаптироваться после резкого роста розничных цен. В прошлом году нашему заводу пришлось трижды повышать отпускные цены на продукцию, чтобы не работать в убыток и удовлетворить требования производителей сырого молока. Мы оказались перед выбором: либо повышать цены, либо терять поставщиков, поскольку трейдеры активно скупали молоко и вывозили его из региона.

Особенно остро ситуация обострилась в конце 2024 года: последнее декабрьское повышение отпускных цен ритейлеры перенесли на полку только в феврале-марте. Это и привело к снижению спроса. Сейчас рынок проходит стадию адаптации, и через несколько месяцев (до полугода), как я ожидаю, продажи стабилизируются. Летний сезон и рост потребления мороженого могут стимулировать спрос в розничных сетях. Возможны корректировки со стороны переработчиков и ритейлеров, которые пересмотрят ценовую политику.

К концу лета можно ожидать некоторого восстановления цен на молоко, но они вряд ли превысят прошлогодние максимумы. Ритейл в этом году не готов принимать новые повышения, если только не произойдет какого-то форс-мажора, например, серьезного экономического или политического кризиса, как это было в 2022 году. Как я уже отметил, далеко не каждое удорожание себестоимости можно безболезненно заложить в цену конечного продукта.

Считаю, что снижение цен на молоко отразится на производителях сырья. В зоне риска малые фермерские хозяйства. Снижение закупочных цен в сочетании с ростом себестоимости приведет к сокращению небольших хозяйств.

По мнению президента ГК «ЭкоНива» Штефана Дюрра, которое он высказал на съезде Союзмолоко, и он, к моему сожалению, оказался прав, мелкие хозяйства продолжают закрываться и уходить с рынка, уступая место крупным молочным комплексам с лучшими условиями и стабильной зарплатой. Я вижу это по нашей области.

Крупные производители молока держатся за счет продуктивности, но маржинальность снижается. У крупных предприятий есть потенциал для технологического роста, но рентабельность падает. Они вынуждены оптимизировать издержки, искать новые каналы сбыта и укреплять связи с переработчиками.

Например, в нашем хозяйстве, несмотря на рост себестоимости (корма +2,5%, электроэнергия +11,3%, моющие средства и спецодежда +13%), ее все-таки удалось сохранить на уровне 2023 года за счет роста объемов производства молока на 3,7%.

Снижение затрат на 1 кг молока достигнуто по статьям: ГСМ, запчасти, ветеринарные препараты, семя быков, работа техники.

На мой взгляд, в целом для стабилизации ситуации необходимы скоординированные действия всех участников рынка: производителей, переработчиков и ритейлеров. Заключение долгосрочных контрактов и гибкая ценовая политика помогут смягчить колебания рынка и обеспечить устойчивое развитие отрасли.
Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
24.10.2025
The DairyNews.ru обратился к экспертам молочной отрасли, чтобы понять, нужны ли производителям молока, племенным хозяйствам, переработчикам, лабораториям, агровузам существующие ныне стандарты. Участники рынка также высказали свое мнение по поводу того, кто эти стандарты должен создавать – государство или профессиональные сообщества в лице саморегулируемых организаций (СРО). Насколько все эти вопросы актуальны для секторов отрасли, читайте в материале издания.
Читать полностью