Dairy Stream
до трансляции
онлайн
09.04.2025

Комментарий эксперта

Владимир Михайлов, генеральный директор ООО «УК «Агрохолдинг Белозорие», Архангельская область
Владимир Михайлов, генеральный директор ООО «УК «Агрохолдинг Белозорие», Архангельская область:
– Снижение цен на сырое молоко наблюдается по всей стране. В зависимости от региона падение составляет от 3–5 рублей. Однако говорить об обвале пока рано. Это скорее рыночная коррекция, вызванная снижением потребления и накоплением запасов у переработчиков.

Назову основные причины снижения цен на сырье. Во-первых, снижение спроса на готовую продукцию. В январе 2025 года продажи молочных продуктов уже упали на 4% к уровню IV квартала 2024 года. В марте, по данным кассовых чеков, снижение составило 5–6% по базовым категориям (молоко, сметана, творог).

Во-вторых, рост цен на готовую продукцию. Удорожание сырья привело к росту розничных цен, что снизило покупательскую способность населения.

В-третьих, сезонные факторы. В период постов традиционно сокращается потребление молочных продуктов.

В-четвертых, рост производства товарного молока. В январе-феврале 2025 года производство увеличилось на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что усилило давление на рынок.
В-пятых, изменение баланса спроса и предложения. В 2024 году спрос превышал предложение, но сейчас ситуация изменилась, что привело к коррекции цен.

Можно ли сравнить то, что происходит сейчас с ценами на сырое молоко с 2023 годом? Хотя снижение цен напоминает 2023 год, когда падение составило в среднем 25%, нынешняя ситуация имеет другие причины. В 2023 году ключевыми факторами были закрытие европейских рынков для экспорта и накопление излишков на складах. В 2025 году основной фактор – снижение внутреннего спроса.
В 2023 году также происходило резкое сокращение поголовья скота, что повлияло на рынок. В 2025 году снижение тоже есть (-3% к марту 2024 года, или 95 тыс. голов, по данным Союзмолоко), но компенсируется ростом продуктивности.

На мой взгляд, нынешняя ситуация с ценами на молоко-сырье сложная, но не критическая. Их восстановление будет зависеть именно от общей экономической ситуации и уровня доходов населения.
Сейчас потребителям нужно время, чтобы адаптироваться после резкого роста розничных цен. В прошлом году нашему заводу пришлось трижды повышать отпускные цены на продукцию, чтобы не работать в убыток и удовлетворить требования производителей сырого молока. Мы оказались перед выбором: либо повышать цены, либо терять поставщиков, поскольку трейдеры активно скупали молоко и вывозили его из региона.

Особенно остро ситуация обострилась в конце 2024 года: последнее декабрьское повышение отпускных цен ритейлеры перенесли на полку только в феврале-марте. Это и привело к снижению спроса. Сейчас рынок проходит стадию адаптации, и через несколько месяцев (до полугода), как я ожидаю, продажи стабилизируются. Летний сезон и рост потребления мороженого могут стимулировать спрос в розничных сетях. Возможны корректировки со стороны переработчиков и ритейлеров, которые пересмотрят ценовую политику.

К концу лета можно ожидать некоторого восстановления цен на молоко, но они вряд ли превысят прошлогодние максимумы. Ритейл в этом году не готов принимать новые повышения, если только не произойдет какого-то форс-мажора, например, серьезного экономического или политического кризиса, как это было в 2022 году. Как я уже отметил, далеко не каждое удорожание себестоимости можно безболезненно заложить в цену конечного продукта.

Считаю, что снижение цен на молоко отразится на производителях сырья. В зоне риска малые фермерские хозяйства. Снижение закупочных цен в сочетании с ростом себестоимости приведет к сокращению небольших хозяйств.

По мнению президента ГК «ЭкоНива» Штефана Дюрра, которое он высказал на съезде Союзмолоко, и он, к моему сожалению, оказался прав, мелкие хозяйства продолжают закрываться и уходить с рынка, уступая место крупным молочным комплексам с лучшими условиями и стабильной зарплатой. Я вижу это по нашей области.

Крупные производители молока держатся за счет продуктивности, но маржинальность снижается. У крупных предприятий есть потенциал для технологического роста, но рентабельность падает. Они вынуждены оптимизировать издержки, искать новые каналы сбыта и укреплять связи с переработчиками.

Например, в нашем хозяйстве, несмотря на рост себестоимости (корма +2,5%, электроэнергия +11,3%, моющие средства и спецодежда +13%), ее все-таки удалось сохранить на уровне 2023 года за счет роста объемов производства молока на 3,7%.

Снижение затрат на 1 кг молока достигнуто по статьям: ГСМ, запчасти, ветеринарные препараты, семя быков, работа техники.

На мой взгляд, в целом для стабилизации ситуации необходимы скоординированные действия всех участников рынка: производителей, переработчиков и ритейлеров. Заключение долгосрочных контрактов и гибкая ценовая политика помогут смягчить колебания рынка и обеспечить устойчивое развитие отрасли.
Для комментирования мнения экспертов необходима авторизация
11.04.2025
The DairyNews.ru  обратился к профессиональному сообществу, чтобы разобраться, что же все-таки происходит с закупочными ценами на молоко- сырье, почему они снижаются и как это влияет на происходящие в отрасли процессы. Эксперты подробно проанализировали ситуацию, обратив внимание на существующие тренды и тенденции, которые связаны с рядом фактором, среди которых сокращение потребления молочных продуктов населением и накопление запасов у переработчиков.  
Читать полностью