DT
Dairy Stream
до трансляции
онлайн
Для написания постов необходима авторизация

Кооперироваться будем?!

Самый крупный производитель молока в Европе Штефан Дюрр, мастодонт молочного производства (в ЭкоНиве которого 42 современные фермы, 120 тысяч коров дойного стада и почти полтора миллиона тонн сырого молока в стандартном весе в 24-м году); на съезде Молочного Союза высказал идею. О том, что молочное производство в дальнейшем будет развиваться с помощью так называемой вертикальной интеграции.

Предлагаю порассуждать на эту прекрасную тему, тем более, что я нахожу немало тому подтверждений.

Данила Козлов, ращу ООО «Никитино», хозяйство в Нижегородской области; в планах 50 доильных роботов и 100 тонн молока в сутки;  управлял фермой из ТОП-20 по продуктивности в РФ в 2018 году; Запустил третью роботизированную ферму Lely в РФ; выступал с лекциями о животноводстве даже на Дальнем Востоке и в Государственной Думе РФ.

Итак, в чем идея? В том, что объединение производителей - это способ повышения эффективности производства молока и в целом рентабельности производства. Представьте, что частью фермы владеет молочный завод, а частью молочного завода владеет ферма. Таким образом они являются собственниками полной цепочки, им выгодно и производить молоко, и продавать, и перерабатывать его. Штефан Дюрр сказал, что хорошо бы заодно объединиться и с торговыми сетями. Потому что тогда можно было бы вообще контролировать процесс от начала до финального потребителя. Но это всё же пока больше похоже на фантастику, хотя и вполне научную.

Почему интеграция переработчиков в фермы, а ферм в переработку; взаимное участие в капитале; долгосрочные контракты на поставку сырого молока через индексы, -  могут быть интересны всем? Потому что так развивается современный мир молочного животноводства. Пока не в России.

Давайте возьмем для примера компанию Valio. В 1905 году семнадцать фермерских хозяйств, занимающихся переработкой молока, основали кооператив для экспорта масла. Через год они вышли на рынок Англии, потом стали поставщиками Двора его Императорского Величества в Санкт-Петербурге. А в 1980-м руководство нашей страны выбрало финскую компанию официальным и единственным поставщиком молочных продуктов для олимпиады в столице. За время, прошедшее с момента основания, компания Valio стала одним из крупнейших финских предприятий в секторе пищевой промышленности.

Итак, как выглядит изнутри Valio сегодня? Фермы объединены в кооперативы - кооперативы владеют акциями Valio. При прекращении производства молока фермеру возвращаются его паи.

Правление состоит из 4 фермеров, наблюдательный совет включает более 20 человек, большинство из которых - владельцы молочных хозяйств. Выборы проходят по двухступенчатой системе: сначала голосуют около 7800 фермеров в кооперативах, затем представители кооперативов. Все должности выборные.

Молоко проходит многократные проверки, существует три уровня его качества (Е-сорт, первый и второй) и за более высокое качество фермер получает большую закупочную цену. Компания обеспечивает тестирование продукции на всех этапах от фермы до магазина.

Valio контролирует более 80% молочного производства Финляндии. Товарооборот компании составляет около 2 млрд евро. Сейчас компания располагает подразделениями в России, Швеции, Дании, Эстонии, Китае и США, а ассортимент продукции насчитывает более 1,5 тыс. наименований.

Такая система позволяет фермерам не только получать доход от производства молока, но и участвовать в управлении крупной компанией, влиять на принятие стратегических решений и получать поддержку в развитии своих хозяйств.

Какие ещё бонусы от интеграции получает фермер?

- имеет доступ к профессиональной поддержке по всем аспектам производства: от производства кормов до осеменения коров;

- финансовые выплаты (дополнительные 8-12 тысяч евро в год для средней фермы (45 голов) за внедрение устойчивых технологий);

- бонусы за улучшение условий содержания животных, премии за действия по снижению углеродного следа;

- возможность использования пастбищ для выпаса скота, улучшение биоразнообразия на фермах;

- гарантированные закупки молока.

Несколько лет назад я выступал от России на международном форуме в Италии. Организаторы решили показать участникам форума, как работает тамошняя кооперация. Мы побывали на Паданской равнине, где сосредоточены лучшие пастбища и производится Grana Padano.

Консорциум производителей сыра Grana Padano называется “Consorzio per la Tutela Del Formaggio Grana Padano”. Он был основан в 1954 году и объединяет более 4000 производителей сыра. Это организация, созданная для защиты и продвижения одного из самых известных итальянских сыров.

Кроме контроля качества производства сыра и защиты торговой марки Grana Padano, компания занимается сертификацией продукции, проведением исследований и инноваций, продвижением сыра на международном рынке, обучением мастеров сыроварения, организацией дегустаций и мероприятий, защитой от подделок и недобросовестной конкуренции. Каждый сыр Grana Padano получает уникальный код, который можно проверить на сайте консорциума, чтобы убедиться в подлинности продукта.

В консорциуме производится около 500 000 тонн сыра Grana Padano в год. Для этого требуется примерно 8,5 миллионов тонн молока. Производство осуществляется круглый год, при этом каждая головка сыра весит от 24 до 40 кг. Сыр созревает от 12 до 18 месяцев (в редких случаях до 24 месяцев), что делает его производство достаточно длительным и масштабным процессом. Такое большое производство позволяет Grana Padano быть одним из самых популярных и продаваемых сыров не только в Италии, но и на международном рынке.

В этой части рассказа о кооперации итальянские коллеги просто начали опрос присутствующих. Они задавали один вопрос: сколько сейчас стоит ваше молоко? Благодарили и снова задавали этот вопрос. Средняя цена на молоко тогда была, ну, допустим, 30 центов. И только фермеры молочного завода хозяев ответили – 45. Представляете? Стоимость выше в полтора раза. Почему? Потому что фермер получает деньги за молоко как продукт, который пошел на переработку, потом хранился в среднем 18 месяцев и в итоге реализовался не в Италии, а вообще где-нибудь в Канаде по какой-нибудь баснословной цене. И суть в том, что получаемый твердый сыр, за счет вот этой длительной выдержки и созревания, реально увеличивает стоимость сданного фермером молока.

Им выгодно производить молоко всем вместе. Консолидировано по единому рецепту продвигать единый бренд сыра. И это фантастическая кооперация, которая может кратно увеличивать эффективность производства молока.

А теперь вернемся к ЭкоНиве. Штефан Дюрр заявил, что готов строить по 5 комплексов по 3.800 коров каждый год. Например, в Рязанской области.  При этом стоимость стройки скотоместа они считают по 650 тысяч рублей без скота и техники. Нетель - по 250 тысяч. Техника - 200 тысяч на скотоместо. Одна корова сейчас приносит 500 рублей, но, в среднем, результат ниже. Окупаемость хозяйства - около 10 лет. Не очень оптимистично.

И всё же рост потребления молока в мире (в первую очередь в странах с растущим населением и ограниченным производством); ограничение производства в ЕС, Новой Зеландии и других странах; благоприятные возможности для производства молока в РФ (земля, климат, традиции, водные ресурсы); синергия внутри крупных хозяйств (холдингов) для решения задач, - всё это, как будто, звучит как хорошая почва уже даже не для размышлений, а для приложения реальных сил. Наших сил, коллеги.

0 Мне нравится
1073 Обновлено: 30.04.2025
765 Обновлено: 15.05.2025
708 Обновлено: 15.05.2025
631 Обновлено: 31.03.2025
628 Обновлено: 30.04.2025