Вологодские фермеры подсчитывают расходы и поднимают цены на молоко

Источник: 35media.ru
О февральском удорожании стоимости молочной продукции, в частности, заявили представители компании Danone, в состав которой входят такие бренды, как «Простоквашино», «Активиа» и другие. Что случилось и какие прогнозы? Журналисты «Голоса Череповца» поговорили об этом с местными фермерами, узнали, чем обосновывают рост цен крупные производители. И опробовали в деле маркировку молочной продукции, которая в процессе роста цен играет не последнюю роль.

На рынке цен. По словам вице-президента компании Danone в России Майка Тигнола, биржевые цены на молочную продукцию в конце 2021 года побили рекорды. Это сразу же отразилось на российском рынке. Так, сливочное масло жирностью 72,5% за минувший год подорожало на 45% (до 450 рублей за 1 кг), сухое обезжиренное молоко — на 35% (до 250 рублей за 1 кг). Поднялись цены на логистику и упаковку. Согласно прогнозам производителя, стоимость молочного сырья в первом квартале 2022 года вырастет еще на 17%.

Официальные цифры несколько радужнее. По данным Росстата, розничные цены на молоко и молочную продукцию повысились в 2021 году на 9,8%, на сливочное масло — на 12,3%. По оценке Министерства сельского хозяйства России, в 2021 году динамика цен на «молочку» была ниже темпов продовольственной инфляции, поскольку рост цен сдерживали предприятия: они «оптимизировали» работу и снижали собственную маржинальность. Рычагом, сдерживающим рост цен, были и остаются меры государственной поддержки. В частности, были введены экспортные пошлины на зерно. Животноводы по-прежнему могут воспользоваться льготными кредитами под 5% годовых — как краткосрочными (на покупку кормов, ветпрепаратов и прочего), так и инвестиционными (на модернизацию и строительство животноводческих комплексов). В прошлом году на компенсацию части затрат на закупку кормов для молочного животноводства было дополнительно направлено 10,6 млрд рублей субсидий. По оценке Минсельхоза, в 2022 году резкого подорожания молока и молочной продукции не ожидается. Однако в ведомстве допускают, что цены на часть продукции могут меняться на фоне роста затрат производителей.

По прогнозам производителей, цена на молочную продукцию с 1 февраля увеличится в среднем на 10%.

От валюты до «коммуналки». Местные производители подтверждают: рост цен будет. Об этом нам, к примеру, сообщила генеральный директор ОАО «Тарногский маслозавод» Валентина Зыкова:

— С 1 марта 2022 года цены вырастут на 5%. Это относится ко всему ассортименту выпускаемой нами продукции: молоку, кефиру, маслу и так далее. В прошлом году, в сентябре, мы уже поднимали отпускные цены примерно на столько же.

Представители крупнейшей в отрасли ассоциации «Союзмолоко» заявляют, что за последний год себестоимость продукции у производителей выросла на 16%. Виной тому несколько факторов.

Во-первых, поставщики сырья, то есть молока, увеличили стоимость своей продукции. Связано это с тем, что на мировых и российских рынках выросла цена пшеницы, что непосредственным образом увеличивает затраты, ведь зерновые — основной корм для животных. Впрочем, как показывает практика, многие молочные и маслозаводы первыми идут навстречу поставщикам сырья. Как рассказала нам Валентина Зыкова, ее предприятие само подняло закупочные цены за литр молока первого сорта с 26 до 30 рублей без НДС за литр:

— Мы считаем, что нужно поддерживать своих земляков-производителей. Вообще же мы сейчас держим закупочные цены выше средних по области.

Во-вторых, рост курса валют повлек за собой удорожание импортных составляющих. К таковым относятся различные концентраты, добавки, упаковка, оборудование и комплектующие к нему.

В-третьих, выросли цены на топливо и коммунальные ресурсы.

Практически со стопроцентной уверенностью можно прогнозировать, что перечисленные факторы сохранятся и в наступившем году. Следовательно, молочная продукция будет дорожать и дальше.

— Конца этому процессу я пока не вижу. Весь вопрос в том, смогут ли в результате люди позволить себе покупать молоко, творог и прочее, — рассуждает генеральный директор Валентина Зыкова. — Что касается конкретных цифр, то называть их я воздержусь, так как они зависят от многих факторов. Поживем — увидим.

Чтобы заготовить силосную массу, в поля необходимо вносить удобрения, которые подорожали в разы.

Миллионы — в поле. С вопросом о затратах мы решили обратиться к тем, кто работает непосредственно на земле и является первым звеном в производстве молочной продукции. Итак, берем курс на крестьянско-фермерское хозяйство Эдуарда Демичева в селе Воскресенское Череповецкого района. Индивидуальный предприниматель имеет солидный опыт работы в сфере сельского хозяйства, а молоко его буренок давно завоевало славу и признание. В 2021 году продукция КФХ Эдуарда Демичева была признана победителем в номинации «Лучшее фермерское молоко» на XVI областном смотре-конкурсе «Лучшее молоко».

Дойное стадо на ферме нашего героя — 330 голов, надой — около 6 тонн в сутки. Львиная доля молока из хозяйства череповецкого фермера уходит на столичный рынок.

— С января этого года закупочная цена за 1 литр молока увеличилась на 5 рублей, и будет дальнейшее удорожание, — говорит Эдуард Демичев. — Да, производители молока поднимают цены, но мера эта вынужденная. Наши затраты на топливо, корма растут. Взять, к примеру, прошлое жаркое лето. На полях было не так много травы, соответственно, был большой перерасход по топливу, поскольку площади заготовки силосной массы выросли. Если раньше с поля площадью 15 га можно было собрать и заготовить 90 тонн, то в прошлом году я собрал только 30 — 40 тонн. С января примерно на 5% вырос в цене комбикорм. И скорее всего, он будет дорожать и дальше в течение года. Или другой пример — удобрение. У нас кислая почва, глина, суглинок. Необходимо вносить сложное удобрение. И для того, чтобы собрать хороший урожай овса и ячменя, мне нужно «положить в землю» 2 — 3 миллиона рублей удобрениями. До Нового года оно стоило 18 рублей за килограмм, а сейчас уже 40.

В крестьянско-фермерском хозяйстве Елены Сизяевой в селе Ивановское Череповецкого района буренок втрое меньше, но проблемы те же.

— Мы очень рады, что теперь работаем с крупным производителем из Москвы, ему, кстати, почти все фермеры Череповецкого района через компанию-перекупщика продукцию поставляют, — рассказывает Елена Сизяева. — Прежде мы работали с местным производителем, так он до сих пор остался нам должен полмиллиона рублей! У москвичей закупочная цена за литр молока на 10 рублей выше, и рассчитываются они с нами стабильно. Сейчас средняя закупочная цена составляет 33 рубля за литр, она увеличилась на 1 рубль в конце года и еще на рубль в начале этого года.

Говоря о трудностях небольшого фермерского хозяйства, Елена Сизяева называет конкретные цифры:

— Давайте начнем с кормов. В конце 2020 года мы закупали машину комбикормов (20 тонн) за 350 тысяч рублей. Этого объема нам хватает на полтора месяца. В феврале прошлого года цена кормов по нашему рецепту выросла процентов на тридцать. И мы вынуждены были закупать корма другой рецептуры, с меньшим содержанием различных питательных веществ. Вообще-то, нужно, чтобы в комбикорме была хорошая зерновая база, содержалась кукуруза, но это очень дорого. Есть более дешевый вариант, но если в кормах будут одни отруби, какая в них питательность? В апреле 2021 года цена выросла снова. В последний раз мы покупали машину комбикорма за 436 тысяч рублей. Идем дальше — удобрения. Они тоже подорожали, да так сильно, что мы в прошлом году не смогли себе позволить такое удовольствие. В этом году планируем закупить. Следующая графа расходов — топливо. Еще недавно литр солярки стоил 54 рубля, а сейчас — 65! Есть и еще один важный момент. Как мы закупали дизельное топливо раньше? Приезжали на фермерских тракторах со своей тарой в прицепе и покупали 2 тонны разом по топливным картам. С Нового года на этой заправке нововведения: топливо можно залить только в специализированные канистры объемом 20 литров. Представьте, сколько таких канистр мне нужно купить? Попробуем обратиться на другую заправку, но до нее от нашей фермы ехать не 30, а 45 километров в одну сторону. Опять затраты. Вот так и формируются наши расходы…

«Дорожает все: корма, топливо, удобрения», — говорит глава КФХ Елена Сизяева.

Свою лепту в рост цен внесла и обязательная маркировка молочной продукции (нанесение специальных кодов). Для чего она была введена?

Нужно отметить, что российские власти начали работу по маркировке различных товаров несколько лет назад. Сначала промаркировали алкогольную продукцию, табак и сигареты. С 2019 года к списку добавились парфюмерия и лекарства, с 2020 года — обувь. Главная цель маркировки — сделать товарооборот прозрачным. С ее помощью проще отсекать подделки и контрафакт, следить за качеством и регулировать рынок. Судя по заявлениям властей, успехи в этом плане есть, хотя контрафакт на алкогольном и табачном рынке до конца искоренить все равно не удалось. В том же Череповце время от времени изымаются нелегальные сигареты. Но вернемся к молочной продукции. Первые шаги в сторону ее маркировки были предприняты в 2019 году в виде различных экспериментов. Они были направлены на то, чтобы понять, как система станет работать, дабы избежать сложностей в дальнейшем. В 2021 году маркировка «молочки» была поэтапно введена в действие:

с 1 июня требования наносить коды коснулись мороженого и сыра,

с 1 сентября обязательной стала маркировка для товаров из оставшихся подгрупп молочной продукции со сроком годности более 40 дней,

с 1 декабря — для товаров со сроком годности менее 40 дней.

За счет покупателя. Как отмечает глава Союза потребителей России Петр Шелищ, из-за маркировки к цене каждой товарной единицы на полке теперь добавились 50 копеек за код-марку плюс НДС на эту сумму:

— Это видимая нам часть дополнительных расходов, а есть еще и затраты производителей на закупку специального оборудования для маркировки, его наладку и обслуживание и аналогичные затраты продавцов на оборудование для считывания маркировки, которые тоже вошли в цену продукции.

Чтобы «прочитать» маркировку, нужно скачать на телефон приложение «Честный знак».

Мнение эксперта разделяет и Валентина Зыкова, гендиректор Тотемского маслозавода:

— Поскольку мы не выпускаем сыр, то маркировка коснулась нас только в сентябре, когда нам пришлось маркировать масло. В декабре к нему добавилась вся остальная наша молочная продукция. Вообще, маркировка оказалась очень затратной. «Честному знаку» мы платим 60 копеек за марку. За оборудование по нанесению кодов и программное обеспечение к нему пришлось выложить более 10 миллионов рублей. По нашим меркам это очень много. Также изрядные суммы приходится платить специалистам за обслуживание и наладку программ. Вполне вероятно, что стоимость кодов в будущем поднимется, ведь оборудование не вечно, нельзя исключать его поломок. Честно говоря, все молокопроизводители были противниками маркировки, но нас никто не слушал. Говорят, что она позволит снизить количество фальсификата. Хотелось бы в это верить.

В индивидуальном коде зашифрованы уникальные для каждого товара данные: где, когда и кем он произведен, состав и срок годности. Производитель как бы заранее отчитывается за каждую единицу товара. Чтобы узнать эту информацию, потребителю необходимо воспользоваться приложением «Честный знак». Оно устанавливается на телефон. Я (Клим Снегов — прим. ред.) решил узнать, как работает приложение, и установил его на свой смартфон. В качестве испытуемого товара выступил кефир, произведенный в Липином Бору. Приложение тут же показало мне картинку, как должна выглядеть упаковка. Она совпадала с реальным внешним видом кефира. Также я узнал, что товар уже просрочен. Впрочем, купил я его за несколько дней до «испытания», тогда он еще был пригодным для употребления, просто я не удосужился выпить. Дата производства, указанная в приложении, совпадала с той, что значится на этикетке. Так что, как видите, маркировка работает. По сути, она предоставляет нам достоверные сведения о товаре и гарантирует безопасность продукции. Полезно ли это? Наверное, да. Правда, и доплачивать за этот информационный «довесок» нам приходится из своего кошелька.

Код маркировки, наносимый на молочную продукцию, который также называют DataMatrix, представляет собой двумерный штриховой код, состоящий из последовательности цифр и букв. При этом марку наносят так, чтобы ее нельзя было отделить без повреждения. Код позволяет обмениваться данными между участниками молочного рынка и государственной информационной системой «Честный знак». DataMatrix делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в едином каталоге товаров, и код проверки, или криптохвост, который генерирует оператор с помощью отечественных технологий криптографии. Код сканируют на протяжении всего пути продукта к покупателю. В любой момент через систему маркировки можно отследить, на каком этапе находится товар.

В 2021 году на Вологодчине был побит исторический максимум производства молока: средняя продуктивность в сельхозорганизациях составила более 8 000 кг на одну фуражную корову, что выше среднего по России на 18%. Объем производства молока в хозяйствах всех категорий превысил 590 тысяч тонн.

В 2021 году на поддержку сельхозпроизводства направлено более 3,5 млрд рублей, свыше 2,7 млрд из них — из областного бюджета.

Средняя стоимость 1 л молока пастеризованного (жирностью от 2,5 до 3,2%) — 59 рублей 83 копейки (данные Вологдастата на 2 февраля 2022 года),

средняя стоимость 1 л молока стерилизованного (жирностью от 2,5 до 3,2%) — 98 рублей 73 копейки,

средняя стоимость 1 кг сметаны — 264,84 руб., творога — 303,94 руб.

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью