Сыровары Саловы: Советуем всем перебираться в деревню

Источник: pravdapskov.ru
Лучшая молодая семья России живет в Псковской области и варит сыр.

Нет-нет да и появляются на страничках в соцсетях записи: «Уехали в деревню» или «Сменили городскую жизнь на сельскую. Разводим коз, выпекаем хлеб». И как доказательство – фотографии счастливой деревенской жизни: краснощекие ребятишки, поля с иван-чаем и свежесобранный мед к завтраку. Что побуждает молодые семьи переезжать из города в деревню? Какие плюсы находят молодые люди в сельской жизни?

Чуть более 20 км от Пскова. Поворот на Шахницы и Мурзино, а дальше до деревни Обруб. Поросшие травой поля и одинокие деревенские домики, в которых жизнь словно остановилась до лета. Серый промозглый ноябрь усиливает ощущение всеобщей заброшенности. В голове крутится всего один вопрос: «Как здесь могли оказаться молодые супруги с тремя детьми?»

С виду дом Саловых выглядит так же, как и десяток оставшихся позади. У ворот гора песка, оставленные игрушки, небольшой дворик, хозяйственная постройка, сквозь забор проглядывает огород… Зато внутри – как в сказке, точнее в песне. Помните? Маленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка и свечка, и ребятишек в доме орава, вот оно счастье, правда, Забава?!

В своем домике 30-летний Антон и 29-летняя Лиле живут уже несколько лет. Уверяют, что лучшего места на земле просто нет. А уж они знают, что говорят. Несмотря на молодые годы, успели пожить и в Пскове, и в Санкт-Петербурге.

– В Питере жили около года, там и поженились, – рассказывает Антон. – Занимались наружной рекламой. Открыли свою фирму. Ходили по магазинам и офисам, предлагая услуги. Заказы у нас были всегда.

Чтобы их выполнять, ребята снимали помещение на заводе. Иногда за день так выматывались, что два часа езды до съемной квартиры казались им вечностью. Частенько оставались ночевать прямо на рабочем месте. Спали в шапках и куртках, потому что на ночь в помещениях отопление отключали.

Утром пугали питерских рабочих, выходя им навстречу из своего офиса с полотенцем и зубной щеткой.

– А потом я заметил, что Лиле уже перфоратором стены долбит, а я ей кричу: «Подай мне ключ на 14!», – продолжает рассказывать Антон. – И тут я понял, что что-то пошло не так. Общаемся мы с ней, как два мужика.

Как раз в это время родители Лиле собрались открывать кафе в Пскове и позвали молодых супругов в помощники. Так ребята и вернулись в родной город.

– Когда мы переезжали в Псков, думали, что рекламную деятельность продолжим, – говорит Антон. – Предполагалось, что я буду ездить в Питер, брать там заказы, а выполнять их в Пскове. Все необходимое оборудование мы же с собой перевезли.

Но из этой затеи ничего не получилось, потому что Антон нечаянно разбил дорогой лазерный аппарат. С рекламой пришлось завязать. Сначала ребята работали на родителей. Затем Антон с другом открыл фирму по поставке пожарного оборудования. Она успешно работает до сих пор, да только Антон в какой-то момент понял, что офисная работа уже не для него. Он ушел.

Примерно в это же время случилась еще одна оказия в жизни Саловых. Дачный домик, который они приобрели и обустроили, чтобы жить отдельно от родителей, сгорел.

– Это я не аккуратно печку растопил, а сам ушел в баню мыться, – признается Антон. – Выхожу, а там уже пожар-пожар. Ну, ничего, пожарных вызвал, быстро все потушили.

– Вот такой муж! Оборудование разбил, дачный домик спалил, – смеется Лиле. – Но мы не расстраиваемся. Все расцениваем как урок, опыт. В каждом событии ищем позитив. Значит, так надо было.

– Если бы мы остались в Питере, то не было бы у нас троих детей, – улыбается Антон.

– А если бы не разбили лазерную трубку, то не занялись бы сыром, – продолжает Лиле мысль мужа.

– А если бы не сгорела дача, мы бы не купили этот дом, – подытоживает Антон.

С домиком в деревне у ребят все тоже довольно интересно вышло. На тот момент Лиле увлеклась здоровым питанием. Семье настолько пришлось по вкусу козье молоко, что они сами не заметили, как стали хозяевами семерых козлят. 

– У нас просто иногда энергия через край льется, – признается, смеясь, Антон.

– Точно! И тогда мы бежим вперед паровоза, – подхватывает Лиле.

Держать их было негде (не у родителей же в городской двушке). Пришлось у друзей попросить подержать козлят на их ферме. А вскоре Саловы и свой домик в деревне купили. И семья в него почти сразу же и переехала.

– К зиме дом совсем не был готов, – вспоминает Антон. – Не было воды, туалета. Обои затхлые, а под ними продукты жизнедеятельности мышей. Но, если честно, после Питера нас уже ничего не пугало. Одно время мы даже на улице мылись. Я вроде городской житель, но взял в руки паяльник, подумал, как все сделать надо, и сделал. Что не знал, в интернете нашел.

С бытовой необустроенностью они почти справились, а энергия-то снова бурлит, кипит и пенится.

– И однажды мы подумали: «А что это мы сыр в магазине покупаем? Лиле же хорошо умеет делать сулугуни, научилась, работая в кафе у родителей», – продолжает рассказывать Антон. – Купили в соседней деревне молока, сделали сыр – вкусно! У меня следующая мысль: есть же прекрасный рынок «Маяк», надо сделать сыр и продать. Приехали туда с четырьмя головками, и три сразу у нас купили. Нас это вдохновило.

Так Антон и Лиле сделались сыроварами. Сейчас у ребят своя клиентская база. Потребители их продукта есть даже в Санкт-Петербурге. Правда, сама сыроварня еще строится. Пока сыр они готовят прямо дома, на кухне. Цикл занимает примерно 12 часов. Сулугуни удобен тем, что не требует вызревания. К качеству сыра Саловы относятся щепетильно, продают только то, что едят сами.

– Были моменты, когда и собакам по 20 кг сыра отдавали, потому что получалось не так, как хотелось, – говорит Антон. – Тонкостей много, мы их на своем опыте уже постигали, в процессе, так сказать. Например, после дойки молоко должно постоять 6 часов, чтобы вызреть. Если его передержать, оно состарится. Если долго везти – скиснет.

Пока с заказами справляются самостоятельно. Горячая пора у Саловых начинается в феврале и заканчивается в октябре. В это время сыр приходится делать почти каждый день. В зимние месяцы – затишье. Молока не хватает, приходится пропускать доставку, поэтому все чаще стали задумываться о своей ферме.

– Было бы свое молоко, давно был бы у нас и наемный труд, и сыроварня, – уверяет Лиле. – Сейчас мы этот вопрос обдумываем. Полагаю, коров 10 нам хватило бы.

– Но знаете, мы не стремимся к промышленным объемам, – замечает Антон. – Мы просто хотим зарабатывать столько, чтобы жить более-менее комфортно, чтобы оставалось время и на детей, и на общение. А вообще мы всем советуем перебираться в деревню. Здесь больше возможностей для зарабатывания денег. И жить здесь можно, правда, если комфортом поступиться умеете.

Семья Саловых стала победителем в номинации «Молодая семья» Всероссийского конкурса «Семья года». Итоги конкурса подвели во вторник, 22 ноября, на торжественной церемонии награждения семей-победителей, которая прошла в Государственном центральном концертном зале «Россия» в Москве. Ребята рассказывают, что о конкурсе услышали от знакомых и решили поучаствовать, тем более и требовалось для этого немного – видеоролик и семейные фотографии.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью