Интервью с Александром Сильниченко, генеральным директором ООО "Молзавод Авангард"

Источник: The DairyNews
"Молзавод Авангард" входящий в состав подмосковного агрохолдинга "Авангард" производит продукцию под ТМ "Маруся" из собственного сырья и четко придерживается стратегии развития, предусматривающей постепенное увеличение объемов собственной переработки. Корреспондент The DairyNews побеседовал с генеральным директором молочного завода и получил ответ на вопрос "как достичь продовольственной безопасности в стране".
Интервью с Александром Сильниченко, генеральным директором ООО "Молзавод Авангард"
DN: Расскажите, пожалуйста, что из себя представляет сегодня «Авангард»?
- Вертикально интегрированную компанию. Да, наш завод перерабатывает сырье с собственных ферм, но при этом мы полностью сохраняем контроль сырья, как на фермах, так и входной на перерабатывающем предприятий. На сегодняшний день большую часть сырья с молочных комплексов мы поставляем компании Danone.

DN: Какая часть уходит Danone?
- Сегодня 25-30% своего сырья мы перерабатываем сами, остальное уходит Danone. Планируем развиваться и наращивать переработку. Но перерабатываем мы ровно столько сколько сможем продать. Потенциал по производству у нас все еще заложен кратный.

Стратегией развития у нас предусматривается постепенное развитие переработки.

В июне прошлого года мы перерабатывали 25 тонн молока. В этом году мы переработали во много раз больше.

DN: Вы используете ПЭТ-упаковку на производстве, почему не «пюр-пак»?
- Несмотря на то, что сегодня на полке уже появляется молочная продукция короткого срока хранения в «картоне», данный вид упаковки все еще ассоциируется у потребителя с UHT-продукцией длительного хранения. Потребители пока воспринимают товар в ПЭТ-упаковке как более свежий и натуральный.

DN: А как же пример «Рузского молока», где вся линейка представлена в картоне?
- «Рузское молоко» с самого начала делало очень широкую линейку продукции. Для того, чтобы можно было доставлять не только в Москву, но и далее в регионы. «Пюр-пак» экономичнее в доставке, занимает меньше места, меньше весит. К тому же они заходили на рынок тогда, когда практически не было конкурентов. Сейчас, как видно по матрице продаж сетей, везде идет падение – предприятия, которые позиционируют, что литр молока должен стоить $1,5, долго не живут. Конкуренция стала более сильной, ассортимент еще шире. И мы приходим к примерно одной цене на полке – в 60-80 центов за литр.

DN: В каких сетях представлена Ваша продукция и в какие планируется войти?
- Мы заключили контракт с «Ашаном». Потенциал для роста в «Ашане» для нас еще как минимум шестикратный.  С контрактом «Ашан» компания получает контракт «Атака», федеральной сети. Наше молоко есть в больших федеральных городах. Если говорить о прямых контрактах с сетью меньшего формата – это «Твой дом».

С точки зрения потенциала роста мы все еще растем.

Собственные торговые точки у нас есть только в Волоколамском районе МО, и это наша точка отсчета реализации. Это не наш бизнес, мы занимаемся только производством, а дистрибуцией пусть занимаются профессионалы.

DN: Небольшие производители в регионах часто жалуются на проблемы с сетями, к примеру на то, что не могут войти в сети.
- Большинство небольших производителей, наверное, сетуют не на то, что не могут войти в сети. Любая сеть может встречно и компетентно ответить, что качество того как выглядит товар, как сформирован бренд достаточно низкое. У нас в стране пока эта культура достаточно низкая. А сети необходимо обеспечить красивую полку.

DN: Есть мнение о том, что сеть ничего не дает кроме полки, за которую приходится платить достаточно большие деньги.
- Не могу с этим согласиться. Количество операционных издержек, которые несет сеть, количество потерь, персонала, фактор воровства – все это влияет на формирование качественной сети. Если взять сети, которые открылись после 2006 г. и сколько из них выжило на сегодняшний день – мы видим, что выжило меньше половины. Это очень-очень тяжелый бизнес. Сказать, что сетевики «жирные» нельзя. У них большие обороты, но прибыль в этих оборотах очень часто отсутствует.

DN: Интересно, что Вы думаете об альтернативной торговле – вендинг, интернет?
- Со скоропортящимся сегментом интернет-торговля не работает.

DN: А к примеру, сыры…
- Сколько знаю производителей сыров – ни у кого нет проблемы со сбытом. Таких нет. Настолько на рынке велик дефицит натурального сыра, что проблем нет. Зачастую нет игроков, которые могут дать нужный рынку объем.

Наше собственное производство стало развиваться полтора-два года назад, после введения эмбарго. Когда освободилась ниша на рынке.

DN: По поводу сыров. Вы не планируете?
- Дело в том, что сыры – это отдельное уникальное направление, отдельное производство. Это формирование другой культуры производства. Самое простое – начать производить мягкие сыры, но данный сегмент сегодня на рынке представлен исчерпывающе. Хотя не всегда понятно из чего некоторые сыры сделаны.

DN: Недавно прозвучал ряд достаточно громких заявлений Росссельхознадзора о фальсификации молока и представители молочной отрасли в свою очередь обвинили ведомство в некомпетентности. Какие отраслевые объединения представляют интересы таких молочных компаний как Ваша, в случае, если необходимо защитить мнение и репутацию?
- Все это далеко от нас. Я бы не сказал, к примеру, что мы идем «за руку» с Союзмолоко. Мы как небольшой производитель хотим, чтобы Россельхознадзор более тщательно выполнял возложенные на него функции, если они на него возложены.

DN: На Ваш взгляд, ветсертификация готовой молочной продукции поможет в борьбе с фальсификатом? Обеспечит ли она необходимую степень прослеживаемости?
- Есть как минимум три момента. Мы конечно от этого выиграем, как вертикально интегрированный холдинг. Вопрос – что изменится? Скорее всего изменится, но процесс удорожится. Главный проигравший в этом случае будет потребитель. Чтобы не произошло – это поднимет цену.

DN: Какие планы у Вас на трехлетний период?
- В этот период мы планируем начать полностью перерабатывать собственное сырье. У нас есть принципиальная установка акционеров – использовать только собственное сырье на заводе.

DN: Какие мощности у хозяйств «Авангарда»?
- К тому времени как завершим программу оздоровления стада от лейкоза, ориентировочно к 2018 г., мы ожидаем порядка 37-39 тонн товарного молока в сутки. На сегодняшний день хозяйства агрохолдинга дают порядка 30 тонн товарного молока в сутки.

DN: Далее планируются существенные вложения в производственные площадки?
- В этом плане мы подстраиваемся под рынок. Даже с точки зрения расширения линейки продуктов. У нас были эксперименты, разрабатывалась под них упаковка, планировалось производить сладкие продукты. У нас очень традиционный и консервативный подход к ассортименту. Мы делаем расширение очень аккуратно и вкладываемся в то, в чем уверены, что оно пойдет.

DN: Кто Ваш потребитель?
- В 80% случаев это женщины, в 85% случаев женщины после 30. Наш потребитель – семейные люди. Мы себя позиционируем как товар группы А с ценой группы B.

DN: Кто Ваши конкуренты?
- В нашей группе по всей Московской области это фактически 2-3 предприятия. Вы их прекрасно знаете.
Потенциал для роста у нас большой. Если брать матрицу продаж, мы точно видим, что и у кого мы «откусываем».

 DN: Как Вы оцениваете ситуацию на рынке молока Московской области? В плане конкуренции, самообеспеченности сырьем и т.п.?
- Если смотреть на баланс молока-сырья с точки зрения объемов потребления в Московском регионе, безусловно, столько коров здесь нет.

В Московской области находятся заводы ведущих игроков российского рынка. Они в любом случае производят больше, чем потребляется в регионе и экспортируют продукцию за его пределы.

 DN: Если посмотреть за горизонт, в то будущее, когда Вы начнете перерабатывать все производимое хозяйствами агрохолдинга сырье, куда будет расти компания после этого?
- Я не вижу потолка по поголовью. Дефицит сырья есть. Есть дефицит потребления белка. В принципе, рост потребления молочных продуктов в России бесконечен.

Возьмите крупные проекты, о которых было заявлено с начала года. Китайских и вьетнамских инвесторов. Не зря люди рассчитывают проекты на поголовье по 20-30-40 тыс. голов. Мы тоже будем расти.

 DN: Борьба с лейкозом КРС отразилась на предприятии?
- Конечно. Но все предписания Минсельхоза и ветеринарных органов мы выполнили. Поголовье у нас сократилось практически на четверть.

На мой взгляд, это вопрос политический. Лейкозом надо было заниматься по всей территории ТС. Тогда как в Белоруссии вышли власти сказали – у нас лейкоза нет. Все. А в России для этого надо порезать коров.
 
DN: Можете рассказать об истории создания компании?
- Агрохолдинг был создан на базе нескольких бывших колхозов. Но я не так давно работаю в холдинге, детально не передам вам эту информацию.

Конечно, стадо которое досталось «Авангарду» от бывших колхозов и нынешнее стадо кардинально и в лучшую сторону отличаются. Мы много средств вкладываем в импортное семя (за четыре года порядка 500 тыс. рублей ежемесячно), и наши коровы дают хорошие объемы молока.

Продуктивность по фуражному стаду порядка 19 кг, на дойную голову надой – 21 литр. Изменение стада привело нас к решению других проблем и задач. Проблемы по всей России одинаковые – к примеру, что все фермы в советское время проектировались одинаково. В то время размеры коровы были 400-450 кг. А нынешние коровы вдвое больше. Если корова больше, ей надо больше места, в два раза больше кислорода.

DN: Как Вы оцениваете сегодняшний уровень племенной работы в России?
- Не хочется ни про кого говорить плохо. Что такое племенная работа? Это не просто наличие органа какого-либо или фирмы. Это наличие специалистов. Коровы надо ведь не просто выбрать, ее необходимо правильно оценить. Это очень индивидуальная и кропотливая работа. Чтобы начать нам заниматься такой селекционной работой, необходимо иметь очень большой капитал. Пока, на мой взгляд племенная работа в РФ – удовлетворительная.

В любом случае, племенной работой надо заниматься, просто потому, что на месте стоять нельзя.
Сегодня стратегия государства в отношении племенного животноводства не совсем понятна. Непонятна господдержка. Если Вы хотите, чтобы сельхозпроизводитель поднялся – закройте Белоруссию, введите пошлины на импортное сухое молоко. Здесь молоко поднимется в два раза, все сельхозпроизводители будут развиваться.

DN: Закрыть Белоруссию мы не можем…
- Молоко – социально значимый продукт, товар первой необходимости с которого сети не могут брать ретро-бонусы. При средней заработной плате в РФ доступное каждому условное молоко должно на полке стоить 30 рублей. Такого молока натурального априори быть сегодня не может. А людей, которые готовы купить продукт за 30 рублей в 8 раз больше, чем остальных. Если мы выбираем стратегию «Напоить и накормить всех» - пожалуйста, поставляйте нам более дешевое молоко из других стран. Кто сказал, что стратегический продукт обязательно надо производить нам внутри страны? Есть масса стран, небольших, завозящих продукцию и не производящих ее внутри. Это вопрос державной риторики – что все товары нужно производить самому. Хорошо, что нет ананасов в продовольственной корзине.

DN: У нас популярен термин «продовольственная безопасность», что нужно на Ваш взгляд, чтобы ее достичь?
- Нужно сделать, чтобы бизнесу это было интересно. Или придерживаться политики сдерживания цен.
Сегодня же мы видим, что поддержка сельхозпроизводителя в 2016 г. будет меньше, чем в прошлом. Учитывая рост затрат и тот факт, что формально она остается на уровне прошлого года, объем поддержки уходит в уменьшение.

DN: Как обстоит на Ваш взгляд, ситуация с закупочными ценами на молоко?
- Учитывая последние экономические кризисы, закупочные цены на молоко не изменились за последние 4,5 года.

DN: Большое спасибо за беседу!

Фоторепортаж.

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью