Екатерина Онул: в Европе понятия молокосодержащий продукт не существует

Источник: http://infagro.com.ua
Екатерина Онул, советник по вопросам пищевого законодательства, Проект Группы Мирового банка «Реформирование инвестиционного климата в Украине», финансируемый Правительством Швейцарии (SECO): О законодательстве в пищевой отрасли Украины, включая молочную, и обеспечении его выполнения.
Инфагро: Говоря о молочной отрасли, есть ли в Законе Украины “Про молоко и молочные продукты” какие-то особенные, специфические для отрасли положения, касающиеся безопасности и качества молочных продуктов, не предусмотренные Законом Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов”?

Закон “Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов” содержит все необходимые требования, выполнение которых предприятием гарантирует, что продукция – в данном случае молочная – будет безопасной. Что касается Закона Украины “О молоке и молочных продуктах”, то его действующая редакция, при наличии упомянутого Закона “Об основных принципахи требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов”, не несёт существенной смысловой нагрузки.

Инфагро: сегодня часть производителей настаивает на включении в Закон Украины «Про молоко и молочные продукты» положений, которые будут регулировать вопросы, связанные с производством и выпуском на рынок молокосодержащих продуктов.Нужны ли такие нововведения?

Вопрос существования и производства молокосодержащих продуктов активно обсуждается всеми игроками рынка уже долгое время. Относительно необходимости производства таких продуктов, то тут всё решает рынок. Спрос рождает предложение. Соответственно, если такие продукты производятся и будут производиться, регулирование данных процессов на государственном уровне необходимо. Это регулирование может быть принято в любой форме, как через внесение дополнений в действующее законодательство, так и через разработку и принятие нового нормативно-правового акта.

Поскольку, говоря о молочных и молокосодержащих продуктах, мы говорим о разных продуктах, я бы разделила и регулирование данного вопроса. Но, решающее слово за государством. Необходимо проанализировать, какой подход буде более практичен и удобен прежде всего для потребителя.

В любом случае, если государство вводит такое понятие как молокосодержащий продукт, оно должно обеспечить масштабную информационную кампанию для потребителей, поясняя разницу между молочными и молокосодержащими продуктами.

Разница между этими продуктами может быть колоссальной. Согласно действующему законодательству молочный продукт должен состоять из молока и/или молочного сырья, которым является молоко, прошедшее термическую обработку или продукты, состоящие из составляющих молока, таких как лактоза, молочный белок, молочный жир. При этом в молочные продукты разрешено добавлять только те пищевые добавки, которые не могут заменять составляющих молока (лактозу, молочный жир, молочный белок). Например, джем.

С молокосодержащими продуктами дело обстоит иначе. Согласно предложению одного из законопроектов,в случае его принятия, в молокосодержащий продукт, кроме молока, будут входить жиры немолочного происхождения с массовой частью до 50%. В процессе обсуждения законопроекта эта часть может быть изменена как в большую, так и в меньшую сторону. Поэтому, в случае введения понятия молокосодержащего продукта, государство обязано обеспечить информирование потребителя на доступном ему языке о том, сколько же молока в этом молокосодержащем продукте и что это означает для здоровья потребителя. Иначе он не будет иметь возможности сделать осознанный выбор и не будет защищён.

Хочу обратить ваше внимание, что в Европе, например, понятия молокосодержащий продукт не существует. Там есть молочные продукты и все остальные. При этом, поскольку для некоторых потребителей молоко является аллергеном, для их защиты на пищевых продуктах, которые содержат молоко, это всегда указывается.

Инфагро: Каким образом сегодня проводится государственный контроль производства молочных продуктов? Нужно ли сегодня принимать дополнительные поправки в законодательство, чтобы защитить потребителя от недобросовестного производителя?

Главные условия действенного механизма защиты потребителя от фальсификата – это, по моему мнению, жесткая и ощутимая ответственность производителя фальсификата вместе с распространителем, а также эффективная система государственного контроля.

Для обеспечения указанного механизма не нужны ни дополнения в существующие законы, ни создание новых. Все необходимые нормы для этого уже есть, и основным законом является Закон Украины “Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов”.

Главная проблема – это создание условий для исполнения норм этого главного пищевого Закона и воля государства. Например, в действующей редакции пищевого Закона чётко указано, что в случае нарушения требований к маркировке пищевого продукта, если на упаковке, например, сметаны, забудут написать, что там есть растительный жир, который действительно добавили, производителя должны оштрафовать на сумму от 5 до 8 минимальных заработных плат и/или изъять неправильно маркированные продукты. Минимальная зарплата в 2017 – это 3200 грн. То есть штраф по данному нарушению будет от 16000 до 25600 грн. и изъятие такого продукта. Возможно, для некоторых предприятий сумма не будет значительной, чтобы прекратить фальсификацию. Но если при этом такую продукцию будут постоянно изымать, а производителя штрафовать, то это может подействовать и потребителю это будет во благо. Хочу отметить, что ранее штрафы, предусмотренные для предприятий-нарушителей, были настолько малы, что вряд ли их можно было считать рычагами влияния. Сейчас величины штрафов привязаны к минимальной зарплате, они стали более внушительными, хотя те, которые были предложены разработчиками первоначально, были намного выше.

Относительно государственного контроля, то работа по усовершенствованию системы ведется постоянно. И опять мы возвращаемся к вопросу реализации норм нового пищевого Закона.

Например, уже давно Госпродпотребсужбой в сотрудничестве с экспертами была разработана процедура проверки пищевых предприятий, которая требуется законодательством. В комплект документов, среди прочего, входит список требований к предприятию, по которому контролирующие органы могут осуществлять его проверку. Позиции списка – это те требования, которым должно соответствовать предприятие. Этот документ общедоступен. И всем понятно, что именно подлежит проверке. Таким образом, исключается “самодеятельность” при контроле и устраняются поводы для злоупотреблений. Документ – акт проверки – давно готов к принятию. И это критично, поскольку без такого документа Госпродпотребслужба не имеет права проводить плановые проверки того, как предприятия соблюдают требования к пищевой гигиене. Но из-за задержки согласования некоторыми ведомствами, двинуться дальше в вопросе контроля пищевых предприятий мы не можем. Такое затягивание процедуры выглядит довольно странно, потому что позиции списка не новы, все они уже утверждены законодательно. В результате в группе риска потребитель, т.е. мы с вами, включая представителей того самого ведомства, которое тормозит процесс.

Как только этот список требований будет принят, Госпродпотребслужба сможет начать плановые проверки предприятий. Сейчас же контроль предприятия может осуществляться только по заявлению конкретного потребителя, который уже пострадал и имеет претензии к производителю.

Совершенствование нашего пищевого законодательства и механизмов контроля продвигается, хотя это и не всегда просто.

По моему мнению, при той ситуации, которая сейчас существует в нашей пищевой промышленности, реально способствовать защите потребителя могут не дополнения в существующие законы или принятие новых (у нас их вполне достаточно), а усиление позиции государства в части контроля выполнения требований уже имеющихся законов. Мне кажется, что строгий, но понятный как проверяющим, так и проверяемым, контроль и неизбежное и ощутимое наказание за нарушение требований пищевого законодательства – это тот путь, который улучшит безопасность наших пищевых продуктов и защитит нас с вами.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью