Баланс стабильности и роста. Интервью с генеральным директором ЗАО "Куракинское" Владимиром Мишиным

Источник: The DairyNews
ЗАО "Куракинское" - крупный производитель сельскохозяйственной продукции в Свердловском районе Орловской области. Генеральный директор Владимир Мишин рассказал корреспонденту The Dairynews о проблемах, их решениях и перспективах хозяйства.
DN: Поселок Куракинский имеет вековую историю. Связана ли с ней история ЗАО «Куракинское»?

ВМ: Раньше здесь была княжеская усадьба Куракиных. В 18-том веке почти все Куракины состояли на дипломатической службе. Именно в это время усадьба превратилась в Куракинскую «столицу» и образцовое имение, в котором находились суконная, коверная, кружевная и швейная фабрики, два кирпичных завода, крупнейших в уезде Сельское хозяйство с развитым свиноводством и скотоводством. После Великой Октябрьской революции в усадьбе до 1923 года был музей. После все экспонаты вывезли в города Орел, Москву и Санкт-Петербург. Последний князь был Депутатом II Госдумы, Предводителем Орловского губернского дворянства. Умер в 1941 году во Франции.

В 1920 году в поселке на базе имения был организован совхоз. Посевная площадь составляла 160 га, а работало около 50 человек. Он просуществовал до 1924 года. В конце 20-х годов началась коллективизация и на территории создано более 20 колхозов.

Великая Отечественная война оставила здесь большой след. Орловская область – это ведь Курская дуга. Фашисты стояли здесь два года. И именно на Куракинской территории были самые большие потери. Очень много людей погибло. Вся материально-техническая база была разрушена.

После войны стали все колхозы восстанавливать. Объединяли, увеличивали поголовье, техника стала поступать какая-то. А в 1960 году было принято решение о создании из эти всех хозяйств совхоза «Куракинский». Это 1088 человек, 240 рабочих лошадей (всего больше 1000). Территория была почти 14 000 га. Поголовье КРС составляло 1491 голов (570 дойного стада), 1500 свиней и 1300 овец.



DN: Когда Вы присоединились к хозяйству?

ВМ: В апреле 1987 года меня назначили директором. Хозяйство занималось производством зерна, картофелем и животноводством. Чехарды в руководстве никогда не было. Один директор работал 17 лет, другой, мой предшественник – 8.

В конце 80-х годов в хозяйстве трудное положение. При наличии в хозяйстве 3000 т КРС, в т.ч. 1000 коров, 2500 свиней, 1500 овец, отсутствовала кормовая база, отсюда и результат, надой на ф.к. 1700 кг, привесы КРС не более 200 гр, свиней 100 гр, урожайность зерна 14 ц/га, картофеля 70 ц/га, сено 12 ц/га, з/м кукурузы 150 ц/га. Капитальные вложения составляли 70-80 т. в год. Кроме того, полностью отсутствовала инфраструктура, нет дорог, складских помещений, ручной труд, низкая трудовая и технологическая дисциплина. И нет никакой перспективы.

Всеми этими вопросами пришлось заниматься с 1 дня, строительство дорог, около 20 км, жилья 150 домов и квартир со всеми удобствами, построением складских помещений на 20 т. тонн. Две сушилки, 2 сортировочных пункта, все населенные пункты газифицированы.

В растениеводстве за счет внедрения новых сортов, технологий и новой техники урожайность повысилась до 40-50 ц/га зерновых, картофеля до 300 ц/га, сена до 50-60 ц/га, з/массы кукурузы 400-500 ц/га.

В животноводстве провели реконструкцию, установили молокопровод, подъездные пути, стали использовать кормораздатчики. В середине 90-х пришлось практически полностью ликвидировать поголовье КРС из-за туберкулеза. И где-то с 1996 года начали восстанавливать поголовье КРС, завезли лучших в области телочек. Сегодня у нас 1100 голов КРС - из них 350 голов коров. В начале 2000 годов фермы получили статус племенных. Надой на ф. корову достиг- 5000 кг.

Но дальше дело не шло. Хороший скот, много кормов, а надои не растут. И до прихода «Мустанга» не могли добиться хороших показателей.

Все сено у нас теперь храниться под крышей, отходов практически нет. Начали заготавливать сенаж. Сена заготовила на 3 года вперед.



DN: Как развивается инфраструктура хозяйства?

ВМ: В последние годы всю прибыль вкладывали в производство, а это 50-60 млн. рублей.

DN: Какое место в «Куракинском» занимает блок животноводства?

ВМ: Около 50 процентов. Общее поголовье стада – 1124, дойного – 330, надой на корову – 28-32 литра в день в зависимости от сезона, молодняка от 0 до 12 месяцев – 424 головы.

DN: С чего началась ваша работа с «Мустангом»?

ВМ: У нас было достаточно сложное положение – животные здоровые, корма есть, а молока мало совсем. Пришел к нам «Мустанг» и мы пересмотрели технологию выращивания молодняка – для теленка ведь ничего жалеть нельзя. Стараемся сделать так, чтобы случка у телки прошла в 13 – 15 месяцев, мы должны за 2 года получить корову. Мы оплеменили весь скот – мы теперь племрепродуктор по разведению черно-пестрой породы, сейчас ежегодно продаем скот. В этом году за счет сохранности и эффективного выращивания продали 46 телочек, это практически 20% нашего дохода. Продажа племскота дает хорошую возможность сбалансировать расходы.

В хозяйстве имеются три молочно-товарные фермы КРС, на которых мы многое сделали за последние три года для улучшения условий работы и повышения качества получаемой продукции. Сейчас нам надо реконструировать две фермы – одну обычную, а другую с хорошим доильным залом на 200 голов, что позволит содержать коров без привязи круглый год и увеличить их продуктивность.

Сегодня на предприятии работает 200 человек, а налогов платим больше, чем зарплаты. Мы признаны лучшими налогоплательщиками в Орловской области за 2015 год среди предприятий, в котором от 100 до 500 сотрудников. Вот грамота от председателя пенсионного фонда России стоит. Грамота-то есть, а вот поддержки не хватает. Столько разных инстанций стало – больше думать приходится о них, чем о своем хозяйстве.

По поводу оптимизации к нам многие приезжали, но в сотруднике «Мустанга» сразу видно опытного человека. Молодец, приехал, сапоги надел – и сразу на ферму. Сам поехал на дойку, сам был на выпойке телят, сделал замечания, показатели изменились. Мы привыкли по старинке работать: где-то не долили, где-то температура не та, а он все видит, комментирует, поправляет. У нас-то глаз замыливается, свежий взгляд нужен всегда. «Мустанг» нам очень хорошо помогает – что-то поменять, рацион составить. А с кадрами сложно, молодежь в деревне не остается. А у меня 200 работников и еще 260 человек на пенсии – они всю жизнь здесь работали, не могу же теперь я их бросить.



DN: Какова текущая ситуация с кормами на рынке?

ВМ: Самое важное - это качество. Очень сложно найти достойный и эффективный продукт, чтобы заявленные в рецептуре добавки соответствовали нашим потребностям в животноводстве.

DN: Какие у хозяйства перспективы по росту?

ВМ: Мы развиваемся, строим молочный блок, проводим реконструкцию ферм на расширение. При обеспечении комфорта и кормовой базы грамотно составленного рациона можно получить высокий результат. Сейчас мы вышли за планку 7000 кг молока на корову, теперь в планах 8 - 9 тысяч.

Вообще предела совершенству нет. Корма и генетика творят чудеса, так что можно и 11 тысяч кг с коровы надоить. Но тут встает вопрос здоровья животных, вопрос потенциала. Ведь самое главное - удержать уровень, а это другие подходы и затраты.

Мы сейчас этот уровень удерживаем - стабильно 7600 кг. Жирность молока - 3,6-3,8 процента, белок - 3,2. Возим на ближайший маслозавод по 22,5 рубля.

По ежедневным надоям хотим выйти на 10 тонн молока. Готовим доильный зал. Если все хорошо пойдет – можно будет достичь и 15-20 тонн в день. У нас сезонность все-таки сказывается на надоях. У всех стартовые возможности разные, мы-то все сами строили, без какой-то господдержки.



DN: Регион помогает развитию?

ВМ: В Орловской области у нас все очень сложно. Субсидирование скудное: есть регионы, в которых по 2 рубля дотируют, а нам по 13 копеек зимой. Плюс никто не контролирует ситуацию на рынке. Должна быть ассоциация производителей, чтобы цена оставалась фиксированной. А сейчас каждый завод играет с производителями из-за каждого рубля. У одних принимает по 20 рублей, а у других по 27. Хотя показатели и качество молока у многих одинаковые. От общероссийских ассоциаций не получаем никакой поддержки, выживаем как можем.

Мы даже построили свой завод, в 2000 году поставили холодильники, хотели запускать уже. Выходим на рынок, а нам говорят: «Рынок забит! Мы у вас не будем молочко покупать».

DN: Как Вы оцениваете, будет ли место небольшому хозяйству на рынке молока в ближайшем будущем?

ВМ: Мне удалось проехать всю Европу: видел и небольшие хозяйства, и мегакомплексы. Государство подходит дифференцированно к маленькому хозяйству и к крупному. У нас этого нет. Сейчас крупные предприятия даже разваливаются. Ведь им намного сложнее без поддержки, о самоокупаемости там не может быть и речи.  А какая там текучка кадров! Маленьким хозяйствам проще: если выйти на хороший уровень молока, покупать добавки-премиксы для телят, то есть возможность себя окупить.

Комментарий эксперта:

Александр Пензев (Региональный менеджер, ООО "Мустанг Технологии Кормления", кандидат биологических наук)

В работе с данным хозяйством были поставлены следующие задачи: увеличить валовый надой молока, снизить себестоимость, обеспечить сохранность поголовья и улучшить показатели качества молока. Сейчас в хозяйстве ЗАО «Куракинское» полностью сбалансированный рацион по результатам анализа кормов, с учетом применения эффективных премиксов «Кауфит Иммунофертил», энергетических и высокобелковых добавок «КауСтарт», «Кауфит 10». Телята выращиваются строго по программе кормления: это ЗЦМ, работа престартеров от 0 до 2 месяцев, стартеров от 3 до 7 месяцев. В результате работы, товарность молока была увеличена на 6%, показатель жира в молоке был увеличен на 0,3% по сравнению с предыдущим годом. Валовое производство молока увеличено на 560 600 литров. Это хорошие показатели работы, но всегда есть к чему стремиться.

Фоторепортаж «В гостях у хозяйства ЗАО «Куракинское»

На правах рекламы

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью