Чехия 08.02.2016

"Поставщик McDonald’s". Интервью с Josef Taraba, генеральным директором фермы “Farma Majcichov”

Источник: The DairyNews
Хозяйство, где Josef является генеральным директором, самое крупное в Чехословакии (т.е. Чехии и Словакии). Интересно хозяйство еще тем, что более 20 лет молоко поставляется в компанию McDonalds. Корреспондент The DairyNews в рамках поездки в Словакию имел возможность побеседовать с Josef и уточнить как им удается оставаться на плаву в нынешнее время.
"Поставщик McDonald’s". Интервью с Josef Taraba, генеральным директором фермы “Farma Majcichov”
DN: Йозеф, расскажите, пожалуйста, о вашем предприятии.

JT: Позвольте немного рассказать о моей ферме. Нашими владельцами являются пять датских инвесторов. В настоящий момент наше поголовье насчитывает 3250 молочных коров, мы обрабатываем 5500 га пашни. У нас есть небольшой молочный завод, на котором перерабатывается около 2 млн литров молока в год. Мы содержим коров на 3-4 фермах, но хотим сократить количество ферм до двух и поголовье на 10%.

DN: Кто инициировал сотрудничество с McDonalds – вы или они?

JT: Мы сотрудничаем на протяжении 20 лет, сейчас сложно сказать, кто был первым! Мы уже купили этот контракт.

DN: Коров каких пород вы содержите? Голштины?

JT: Да, все стадо голштинской породы.

DN: Как государство поддерживает молочных фермеров в Словакии?

JT: Субсидирование в нашей стране похоже на европейскую систему. Это означает, что она довольно сложно устроена. Есть субсидии, предоставляемые на землю, они выдаются только при соблюдении ряда правил. Это порядка 200 евро на гектар. Есть также субсидия, предназначенная для животноводов. Она составляет порядка 250 евро на молочную корову в год (выдается в конце года). Обращаться за ней следует в середине мая. Затем хозяйство проверяют на соответствие ряду критериев, и в случае одобрения деньги можно получить до Рождества.

DN: Какова закупочная цена сегодня у перерабатывающих компаний? Если я правильно понимаю, в McDonalds вы поставляете только часть молока. Вы поставляете молоко еще каким-то компаниям?

JT: Да. Думаю, средняя цена реализации за 2015 год (хотя впереди еще декабрь, и он может ее скорректировать) будет порядка 26-27 центов.

DN: А стоимость производства?

JT: JT: На сегодняшний день стоимость производства молока в моем хозяйстве составляет порядка 30-32 центов, но она субсидируется. Цена реализации в 2015 году составляет 27 центов. При этом в 2014 году я потерял 2 млн евро кассовой прибыли. Но мы не были в минусе, даже несмотря на сложную ситуацию.

DN: Если не секрет, почему вы предпочитаете работать с McDonalds?

JT: У нас есть собственное перерабатывающее производство, где мы перерабатываем молоко для McDonalds. Это налаженный процесс, есть все необходимое оборудование, позволяющее производить тот продукт, который закупает у нас эта компания. Мы не готовы сегодня инвестировать в какое-то новое производство – в закупку нового оборудования, разработку новых технологий и так далее. Мы давно сотрудничаем, и это сотрудничество нас устраивает.

DN: Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с компанией Alltech? Как давно оно длится?

JT: Сложно точно сказать. Думаю, минимум 12 лет. Но это не единственный наш партнер. На самом деле своим успехом мы обязаны многим людям, и команда Alltech – только их часть. В настоящий момент мы работаем вместе над улучшением кормления коров, в частности, наши программы посвящены силосу, минералам в составе кормов, мы также разрабатываем программы белкового питания и ухода за нетелями.

На самом деле сложно утверждать, что это Alltech позволил нам увеличить объемы производства, поскольку это обычно комбинация разных факторов. Например, мы используем силосные инокулянты от компании Alltech, но если год выпал в принципе плохой для заготовки силоса, компания не в силах что-то изменить. Если же год хороший для заготовки силоса, и вы используете силосные инокулянты от компании  Alltech, вы получите хорошие результаты.

DN: Вы сказали о том, что себестоимость производства молока составляет порядка 30-32 центов. Какую долю из этой сумме занимают корма?

JT: 16 центов, то есть порядка 50%. Но я в данном случае учитываю затраты на кормление нетелей в том числе.

DN: Как давно вы работаете в сельскохозяйственной отрасли? Почему выбрали эту сферу деятельности?

JT: Я вырос на ферме, моя мать работала на ферме. Я получил соответствующее образование. Я провел в США один год, это было во время учебы в университете. Потом подал заявление на получение иммиграционной визы в Канаду и получил ее. В Канаде я провел 3,5 года на молочной ферме с поголовьем 150 коров. За животными ухаживали только фермер и я. Потом я вернулся.

DN: А как давно вы работаете на этой ферме (в Словакии)?

JT: Датские инвесторы купили ферму в феврале 2006 года. Я пришел в компанию в сентябре того же года. То есть я работаю в девять лет.

DN: А что представляют собой отношения между инвестором и генеральным директором? Например, в России инвесторы особо не вникают в дела хозяйства. Бывает и по-другому, когда инвесторы вовлечены в процесс и вместе с менеджментом работают на ферме. А как у вас?

JT: У нас в стране тоже бывает по-разному. Я начал свою карьеру не с должности генерального директора, а с менеджера фермы. Потом на протяжении трех лет я занимал должность директора животноводства. Тогда один из инвесторов занимал должность гендиректора. Мы тесно сотрудничали, но потом он уехал в Данию, а я заменил его на позиции гендиректора. Я по-прежнему отвечаю за работу отдела животноводства. 

DN: Ваши планы на ближайшие 10 лет? Какой будет ферма в 2026 году?

JT: Ситуация сложная, особенно, если говорить о ценах на молоко. Нам предстоит много инвестировать в ферму. Но мы хотим сфокусироваться на производстве и начать зарабатывать, поскольку сейчас мы только выплачиваем долги.

DN: Я не спросила о количестве лактаций.

JT: 2,2 – 2,4.

DN: Как вы обновляете стадо?

JT: Когда мы интенсивно наращивали поголовье, мы были вынуждены закупать скот. Поголовье увеличилось с 600 до 3000 за три года. Но в последние пять лет мы не закупали скот, и даже начали продавать нетелей. В 2014 году мы продали 300 нетелей, в этом году эта цифра будет такой же.

DN: Кому вы их продаете?

JT: В 2014 году была большая поставка в Азербайджан. Последняя поставка была в Турцию. И в ближайшее время отправим партию в Россию через Венгрию.

DN: Вы никогда не были в России?

JT: Нет.

DN: Думаю, вам было бы интересно посетить наши хозяйства. У нас есть маленькие фермы – 100 голов – и мегакомплексы, содержащие порядка 8 тыс. голов.

JT: Я немного знаю о российском рынке, поскольку предыдущий менеджер был из Калининграда.  Но это довольно холодный регион.

DN: Нет. Холодный регион это Тюменская область, Хабаровский край…Калининград не самый холодный.

DN: Министерство сельского хозяйства вашей страны как-то поддерживает фермеров? Вы общаетесь с его представителями?

JT: Наше Министерство сельского хозяйства – это PPA (Agricultural Paying Agency, APA или PPA на словацком). У него очень небольшая роль, заключающаяся в распределении субсидий фермерам.

DN: Как много ферм в Словакии?

JT: Молочных ферм? Раньше было около 700 ферм, но в последние три года их количество стало падать, и, думаю, сегодня их около 500.

DN: Существует мнение, что, как только в Словакии будет 150 ферм, бизнес местных фермеров пойдет в гору, поскольку цена вырастет за счет дефицита.  Это правда?

JT: Это не так. Мы работаем на мировом рынке. Мир такой большой, а Словакия такая маленькая. Мы производим не для Словакии, а для ЕС. Молочные заводы расположены в Германии, Франции, США. Цена сейчас низкая во многих странах – в Голландии, например, в Германии тоже. Но 2% немецкого производства молока – это практически весь объем Словакии.

DN: В России сейчас многие фермеры стремятся к собственной переработке – это может быть, например, производство сыра или йогурта. Есть ли такая тенденция у вас?

JT: Раньше такая тенденция прослеживалась, но не сейчас. Проблема не в производстве, а в последующей продаже. Произвести можно все что угодно. Европейский рынок очень большой, но с ограниченной емкостью. Для небольшого фермера переработка, возможно, принесла бы пользу. Но имея большие объемы – 1-2-3 тыс. литров молока – это не поможет, а только повлечет больше работы, ответственности. Мы сфокусированы на производстве качественного молока по низкой цене.

DN: Если говорить о качестве вашего молока – какие показатели жирности и белка оно имеет?

JT: Жирность и белок – для меня не параметры качества. Существуют стандарты, и мне не доплачивают за высокую жирность. Количество соматических клеток – порядка 100-150 тыс – менее 5 тыс. Вот за эти параметры платят.

DN: Интересно, так как в России платят больше за большее содержание жира и белка.

JT: Это зависит от того, что производит компания, закупающая у вас молоко. Мы продаем молоко итальянской фирме, которая продает его в качестве питьевого молока. В среднем показатель жирности у нашего молока – 3,7-3,8, белка – 3,2-3,3.

DN: Кому вы продаете молоко, кроме McDonalds в Словакии и Чехии?

JT: Порядка 40% объемов производства мы продает местной компании «Райо», остальное – в Италию, там лучшая цена.

DN: Цена в Италии всегда лучшая?

JT: Нет, не всегда. Это спот-рынок. Все зависит от его состояния. У нас контракты с несколькими компаниями, и объемы могут варьироваться, что позволяет нам выигрывать в цене.

DN: Это выгодная позиция! Т.к. у вас есть возможность диверсифицировать компании, которым сдаете молоко.

JT: Только не в текущий период. Сейчас я бы предпочел продавать все молоко местным компаниям, потому что итальянский рынок падает, что можно сказать о всей Европе.

DN: Российское эмбарго лишило вас каких-то закупщиков из России? С его введением что-то для вас поменялось?

JT: Нет, мы не продавали в Россию. Поменялись цены.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью